Образ России в поэзии, живописи и музыке Серебряного века

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
—А.А. Блок, «Россия»

Расцвет художественной, литературной и театральной культур России «Серебряного века» − закономерный итог слияния двух знаменательных исторических вех: XIX и XX столетия. Выходят в свет такие известные произведения, как «Живой труп» и «Воскресенье» Льва Николаевича Толстого; обретает востребованность творчество Антона Павловича Чехова, печатается проза за авторством Короленко, Бунина, Куприна, Вересаева, Горького, Андреева, Серафимовича.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

В отечественном изобразительном искусстве возникают новые уникальные направленности. Имена Станиславского, Ермолаевой и Шаляпина приносят славу театральной отрасли. В художественной культуре акцент делается на свободное восприятие окружающей действительности и раскрытие личностных особенностей живописцев. Суждения о критическом реализме заменяются демократичными идеологическими догмами.

Столь кардинальные изменения были вызваны революционной ситуацией в стране (1905) и масштабными буржуазными разногласиями. Многие литературные творцы обратились к драматическому жанру, способному дать более правдивое и полное отражение общественным проблемам. Особое место занимают и философско-этические вопросы. В произведениях «На дне» (Максим Горький) и романе «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский) суровой истине противопоставляется способность сопереживать ближним, утешать их.

Набирает обороты новое творческое течение — модернизм. Оно предполагает иное видение мира и способы его непосредственного освоения. Большинство представителей русской интеллигенции безоговорочно верили в то, что нет необходимости в анализе социальных взаимоотношений и сложностей человеческой психики.

Остальные считали, что искусство должно вызывать чувственные противоречия, истинный накал страстей. В результате обрел известность символизм, представляющий духовную составляющую как «внутренность» привычных светских будней. Особенности данного положения прослеживаются в творчестве Брюсова, Блока, Иванова.

Тенденции символистов проявляются и в живописи. Михаил Врубель, отечественный скульптор и иллюстратор, удивительным образом переплетает фантастические видения с перманентной действительностью, ищет связь между истиной и эстетичностью («Царевна-лебедь», «Принцесса Греза»). Исаак Ильич Левитан («Пейзаж с луной», «Водяная мельница») и Константин Алексеевич Коровин («Париж») сочетают эстетику с непосредственностью, которые не так легко удается вообразить, рассматривая единую работу.

Наряду с символизмом расцветает и пролетарская поэзия, близкая к рабочему классу. Она характеризуется революционными настроениями, неизменным стремлением простых людей к свободе высказываний. Стихотворения представителей «низового» общественного слоя печатаются в марксистском журнальном издании «Жизнь».

После поражения революции 1905-1907 гг. в русском художественном сознании усиливаются пессимистические настроения (характерно для литературных творений Андреева). Вслед за этим происходит активное формирование принципов романтизма (Бунин, Куприн), акмеизма (Гумилев, Ахматова, Зенькович; внимание уделяется стихии естественной природы и жизни) и футуризма (Бурлюк, Каменский, Маяковский; стирание грани между жизненными стремлениями и искусством).

Две ужаснейших в истории человечества мировых войны, политические разногласия, революции и усиление авторитаризма в России, несмотря на нанесение народу непоправимого урона, определяют его дальнейшее культурное развитие.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.