Влияние информационных технологий на личность человека и межличностные взаимоотношения

Информационные технологии, бесспорно, влияют на жизнь человека. Они в равной степени наряду с другими факторами участвуют в формировании и развитии личности, межличностных взаимоотношений. Важно учитывать и то, что влияние информационных технологий в таком случае можно рассматривать с точки зрения отрицательного и положительного.

Итак, для начала необходимо разобрать оптимистичные показатели. Первое и неоспоримое — развитие. Информационные технологии позволяют существенно расширить сегмент товаров, производства. Однако последнее невозможно без непрерывной работы со стороны личности. Действительно, информационные технологии во многом способствуют становлению аналитического склада ума, его развитию. Это также порождает в дальнейшем развитие творчества, появление новых техник в данной сфере.

Вторым плюсом можно определить появление рабочих мест. Если углубляться в человеческое сознание, то можно заметить, что личности важно чувствовать себя в безопасности. Последнее же складывается в том числе и из наличия работы, то есть уверенности в завтрашнем дне. Информационные технологии подарили миру десятки профессий, миллионы рабочих мест, например, компьютерный технолог, аналитик, программист или более косвенные виды деятельности — журналисты, ведущие тв-новостей, актёры.

Можно в качестве третьего момента, который отражает влияние информационных технологий на личность назвать и общение. Да, общение переходит или даже уже практически перешло в онлайн-формат, однако это существенно упрощает жизнь человека. Теперь не надо стоять в очереди к таксофону ради короткого звонка родным, можно увидеть любимого человека на расстоянии в тысячи километров. Я думаю, что это можно считать положительным аспектом, который также имеет и отрицательную сторону — безэмоциональность. Действительно, употребление эмоджи, смайликов и скобочек негативно сказывается на личности, происходит деградация мимики и эмоций. Современный человек уже не видит необходимости выражать счастье или радость, ведь за него это сделает телефон, а именно информационная технология.

Психологи отмечают, что это станет причиной рождения жестокий людей, которые не способны будут различать настоящие чувства. Теперь мир спасёт либо отказ от виртуальной реальности, хотя бы частичный, либо изучение языка тела.
Информационные технологии, оказывают также противоречивое воздействие на образование. Личность, а именно её становление приходится на детский возраст, который часто колеблется в пределах от 8 до 14-17 лет. В сущности, детство человека, а также его подростковый периоды становятся фундаментом.

Школьные годы в свою очередь занимают данный этап. Если же рассматривать информационные технологии через призму образования, то можно заметить, что детям стало проще и даже интереснее учиться, ведь появились приложения, яркие герои, помогающие быстро выучить материал. Тем не менее, данное нововведение, напротив, становится причиной деградации учащихся. Так, социологи и психологи считают, что преимущественное количество школьников и студентов используют информационные технологии не по назначению, убивая собственное время и возможности.

Занятия ИКТ носят в общеобразовательных учреждениях больше ознакомительный характер, отсутствуют и специализированные кружки, из-за чего интерес даже при своём проявлении не получает возможность для развития, а способности учащихся в отношении компьютеров и использования компьютерных технологий остаются на уровне примитивного пользователя. Это может стать развитие конфликтных отношений между личностями, процветающий ещё и на фоне экономического неравенства.

Существенный минус можно найти и в делегировании рабочих мест. С момента своего создания ИТ обещали замену человеческого труда в качестве меры экономии и повышения эффективности. Тем не менее, это не привело к успеху, поскольку затраты переносятся с устаревшей базы сотрудников и набора навыков на ИТ-специалистов, дорогое оборудование и дорогое программное обеспечение.

С точки зрения эффективности институциональная память часто теряется вместе со специализированным опытом и заменяется гораздо более общим (хотя и в равной степени специализированным) знанием ИТ. Кроме того, кривая обучения и переподготовки конечных пользователей иногда снижает эффективность — и, конечно, ИТ-системы также могут перестать работать или совершать ошибки, что еще больше прерывает рабочий процесс.

К негативным последствиям здесь также можно отнести таким моменты как потеря конфиденциальности, несанкционированный доступ к важным данным. Взлом государственных систем со стороны хакеров может парализовать работу правительства и вызвать огромные сбои. Но справедливо будет предположить, что преимущества информационных технологий намного перевешивают негативные аспекты информационных технологий. Я твёрдо верю, что в будущем информационные технологии принесут гораздо больше удобств в нашу жизнь, чем любые негативные последствия.

Вставить свои 5 копеек