Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?

Высказывание Льва Николаевича Толстого о «текучести» людей справедливо ли наполовину. Дело в том, что люди могут быть ведомыми или, наоборот, принципиально неповоротливыми. Первые совершенно не обладают каким-либо постоянством, ведь именно могучая река в лице общества затягивает их к себе не оставляя шанса для собственных мыслей. Вторые же словно небольшие подземные воды, которые находятся неизменно на одном месте, составляя таким образом одно из основных богатств мира.

Доказать собственную точку зрения я постараюсь на примерах из художественной литературы. В качестве первого аргумента — произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Многогранный роман-эпопея описывает или лишь частично затрагивает судьбы тысячи людей, условно разделенных на «хороших» и «плохих». Положительные персонажи представлены семьей Ростовых, отрицательные, например, Эллен и их сторонниками. Андрей Болконский же — персонаж, который развивается на протяжении всего произведения. Он является одним из представителей светского общества. Однако постоянные разговоры и вечера наскучили Андрею, а спасение герой видит в военной службе.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Изначально он человек ведомый, ведь оказавшись в «реке» светского общества он перенимает следующие мысли о войне: короткий путь к славе, небольшие стрельбища, почет до конца жизни. Попадая в «реку» солдат, князь снова меняет мнение, подстраиваясь под общее, которое теперь представлено желанием поскорее попасть домой. Здесь человек и его мнение действительно «текучи», изменчивы и непостоянны.

Однако и с другой точки зрения Андрей Болконский положительный персонаж, ведомость которого автор оправдывает стремлением героя найти себя. Тем не менее, мысль о ведомости также легко оспорить, потому что мысли князя частично формировались с рождения, то есть именно с того момента, как он впервые вышел в свет или начал участвовать в разговорах со взрослыми представителями светского общества.

Несколько другую позицию в жизни занимает герой не менее прекрасного произведения «Тихий Дон». Михаил Шолохов в романе-эпопеи показывает Григория Мелехова, который постоянно находится в поисках собственного я. Он попадает в разные людские «реки», но не плывет по течению. Главный персонаж имеет четкие принципы и взгляды относительно любви, семьи и политической жизни. Он понимает, что настоящая любовь и счастье для него — Аксинья, которую Григорий добивается любым путем. Его приходы к законной жене больше выглядят как необходимость исполнения сыновьего и мужнего долга, а не проявление искренних чувств.

Даже в вопросах войны и гражданской позиции герой не боится переходить из одной «реки» в другую. Он переходит от «красных» к «белым», помогает врагу или, наоборот, покидает друга. Это герой, который живет собственной жизнью, в собственной реке, которая лишь изредка пересекается с «текучими серыми мышками». Такой образ, лишенный статичности, помогает выразить мысль о том, что человек на протяжении всей жизни претерпевает различные изменения, без которых жизнь просто невозможна.

Таким образом, люди лишь частично похожи на «текучие реки», соединяющиеся в океане общества. Каждый индивидуален: кто-то статичен, кто-то, напротив, ведом общественным мнением.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.