«Вся суть в одном-единственном завете…»
Данное стихотворение можно смело назвать отражением нравственного кредо поэта, его личной эстетической базой действий в жизни. Несмотря на небольшой размер стихотворения, каждая его строчка наполнена высоким духовным содержанием. В нем указываются известные и важные для каждого моменты:
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Одновременно с указанием на важность каждого жизненного момента, последние строки играют в стихотворении и иную роль. Афоризм преобразует концовку произведения в ударную установку, которая помогает насытить стихотворение лирическим напряжением.
Анализируя все стихотворение в целом, стоит отметить, что появляющийся перед нами образ человека незауряден и неординарен. Перед нами предстает личность незаурядная, по-человечески неординарная. Лирический герой, автор, осознает высокое назначение человека, понимает, что каждый день должен быть наполнен смыслом, целью. Лирический герой несет в себе осознание личного долга, совести и ответственности.
«Я знаю, никакой моей вины…»
Рассматриваемое стихотворение является отражением внутреннего мира автора. И это не удивительно, так как в творчестве Твардовского отмечается процесс увеличения процента искренности личных признаний с течением времени. С годами лирика Твардовского преобразовывается в исповедальную.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Именно исповедальность тона в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» нас и завораживает. Автор переживает, что не все вернулись, что он мог их сберечь, но не смог.
«В тот день, когда окончилась война…»
«Это настоящий реквием, простой, величественный и скорбный»
Стихотворение обращено к погибшим на войне: к тем, кто не увидел победного конца, кто не пожалел отдать жизнь за родину.
Также в стихотворении прослеживается неразрывная связь между прошлым и настоящим. Часто повторяются слова «памятники» и «память»
Твардовский пишет, что в каждом своем стихотворении обращается к своим павшим товарищам. Все потому, что мы и он, в том числе, погибшим будем обязаны: каждый праздничный салют будет ему и всем другим, выжившим на войне, напоминанием о павших товарищах.
«Дробится рваный цоколь монумента…»
В стихотворении Твардовский указывает, что никакими силами нельзя разрушить памятники, символы побед, совершенных людьми… Этого не сможет сделать стихия, время, только руки человека способны все разрушить. Но, в тоже время, камень не может быть ни добром, ни злом, поэтому, разрушая и сооружая их, человек не совершает подвига, а просто помогает не уйти в забвение то, что достойно увековеченья в камне.
«Памяти матери»
В первом стихотворении цикла показано, как уезжает сын, покидает свой отчий дом, престарелую мать. Там на чужбине он находит невесту, заводит семью, а мать умирает, так и не увидев своих внуков, она даже невесту знала только по фотографии. Второе стихотворение показывает, как старая мать не хотела умирать в чужой земле, а хотела быть похоронена на родимой
стороне. Также в цикле помимо образа матери, явно отслеживается образ малой родины, где проживает мама. Поэт пишет, что чужая сторона менее приветлива и светла:
В том краю леса темнее,
Зимы дольше и лютей,
Даже снег визжал больнее
Под полозьями саней.«Памяти Гагарина»
Твардовский отмечает, что первый космонавт Юрий Гагарин был обычным человеком:
Нет, не родня российской громкой знати,
При княжеской фамилии своей,
Родился он в простой крестьянской хате
И, может, не слыхал про тех князей…
Подрос в семье, отбегал хлеботочец,
А там и время на свои хлеба.
Твардовский говорит, что еще до всемирной известности, Гагарина было за что любить.
Тот свойский парень, озорной и милый,
Лихой и дельный, с сердцем не скупым,
Кого еще до всякой славы было
За что любить, – недаром был любим.
При этом он спрашивает у российского героя: осознал ли Юрий, что он — Сын Земли, что он у нее в гостях:
…Безвестный сын земли смоленской
Землёй-планетой был усыновлён…