Владимир Маяковский был личностью известной и незаурядной, о нем ходили мифы, многие современники обожали его работы, но столько же людей абсолютно не понимало их, глумилось над творчеством поэта, считая созданные строки несуразицей.
В 1912 году Маяковский вместе со своими соратниками создал литературный манифест, в котором призывал забыть о классической литературе и вносить в искусство новейшие веяния, иные способы представления своих идей и чувств.
Однако в 1924 году, вскоре после празднования ста двадцати пятилетия со дня рождения Пушкина он создает стихотворение под названием «Юбилейное», в котором заявляет, что в классической литературе есть и свои плюсы. Он осознает, что русская классическая литература не так уж и плоха, насколько это хотели изобразить футуристы.
Данное произведение выстроено в форме большого монолога. В нем Маяковский обратился к светилу русской поэзии – Александру Сергеевичу Пушкину. Обращение это весьма своеобразно. Это не слова к учителю, наставнику, гению литературы. Это слова, обращенные к человеку, с коим Маяковский считает себя стоящим на одном уровне. Он уверен, что его стихотворения будут читаться и через много лет. Поэтому и заявляет, что в запасе для разговора есть «целая вечность».
В довольно скрытой форме, поэт извинился перед Пушкиным за наличие манифеста. Он признается, что ныне освободился «от любви и плакатов». Говоря о литературе, Маяковский много думает об ее будущем. Он осознает, что понимание многих вещей, в том числе и произведений, происходит через иные случающиеся события, моменты жизни. Они могут открыть значение многих произведений, которые ранее не воспринимались: «большое видится через ерунду».
Но с лирикой поэт не может смириться. Он не хочет ее понимать, считает ее ненужной в столь революционное время. Отсюда вытекает очень колкое издевательство над Сергеем Есениным – певцом русской деревни. Маяковский в своих строках называет его «коровой в перчатках лаечных». А вот к Некрасову поэт относится положительно. Ведь тот был и творцом, и работягой, и в карты играл. Из современных ему творцов Маяковский не может выделить никого. С долей сарказма он отмечает, что если расставить современных поэтов в алфавитном порядке между Маяковским и Пушкиным, то и поставить некого будет. Он не может назвать их поэтами. К Пушкину автор чувствует уважение, доказывая его тем, что смог бы доверить такому агитки или сделал бы его своим соредактором по Лефу.
Анализируя роль поэзии, Маяковский называет ее «пресволочнейшей штуковиной» от которой никуда не деться, если уж начал писать. Поэтому автор видит огромную ответственность, возложенную на плечи поэтов. Он считает, что стихотворения обязательно должны приносить общественную пользу, а не быть лишь способом передачи чувств и настроения создателя.
В стихотворении мелькает мотив скорой смерти, который характерен для стихотворений этого периода и фактически является пророческим. Маяковский считает, что вскоре окажется рядом с Пушкиным. Но здесь он восклицает: «Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!», говоря о том, что поэта необходимо ценить и при жизни, а не только после смерти. Поэт обязан быть активным и искренним. Да и литература, выходящая из-под пера поэта также должна быть живой: яркой, запоминающейся, которая может оставить след в душе.
Кстати, по иронии судьбы на самого Маяковского в советское время как раз и наведут глянец, причешут все его стихотворения, отобрав самые, на взгляд цензуры, безобидные. Тем самым на долгие годы убьют истинное представление о Маяковском не только как о гениальном поэте, но и как о разностороннем человеке с не сложившейся личной жизнью.
Это стихотворение по-новому открывает читателю личность Маяковского. В нем он предстает как предельно искренний человек, имеющий свои мечты и желания, волнующийся за свое дело. Он имеет ценности и верно их хранит. Фактически исповедальный характер монолога, обращенного к Пушкину показало настоящее отношение поэта к русскому гению. Это стихотворение признание в любви и вечном уважении Пушкину и созданному им наследию русской литературы.