«Легенда о Данко», являющаяся заключительной частью произведения М. Горького «Старуха Изергиль», стала символом бесконечной любви и пожертвования собой во имя человечества. Но в действительности немногие готовы совершить такие подвиги. Сегодня, к огромному сожалению, начинаешь понимать, что подобных людей и вовсе нет. Складывается впечатление, что большинство из их будто испарилось, и остались от них лишь «голубые искры». Но любовь и человечность живет благодаря тем немногим среди нас, способным на великие поступки в ежедневной рутине. Благодаря таким, как главный герой легенды — юноша Данко.
Автор ни слова не сказал о детстве героя, ни о том, кто заложил в нем такое отношение к людям. Горький лишь упомянул, что в племени, где жил Данко, все отличались смелостью и силой. Но в этом не было ничего сверхъестественного: все они отыскали приют посреди дикой природы, и слабые здесь не смогли бы выжить.
Возможно неожиданно возникшая необходимость поменять место обитания сломило людей, и они не нашли сил справиться с препятствиями. Болото, мрак и сырость довлели над ними. И даже скудные лучи солнца, сумевшие прорваться через заросли густого леса, не принесли ожидаемой радости, а лишь усугубили их бедственное положение: в то время, когда лучи попадали на поверхность болота, вокруг поднимался страшный смрад, от которого люди гибли как мухи.
Настал миг, когда нужно было сделать решительный шаг. У людей был выбор: повернуть назад и, скорее всего, попасться в лапы опасного врага, или пойти вперед через лесную чащобу. И люди решили идти вперед в пугающее будущее, но страх неизвестности останавливал их от первого шага.
И вот среди некогда сильного и храброго племени оказался лишь один, способный сделать этот спасительный шаг: перед всеми явился Данко, готовый вывести людей из мрака.
В легенде показано превосходство героя над другими: его не только не сломили страшные обстоятельства, он, наоборот, зарядился энергией мужества и желанием помочь другим, чувствуя свою внутреннюю силу. К тому же Данко был очень красив. Но свою красоту он не использует корысти ради. Герой будто гипнотизирует своей молодостью и красотой поникших людей. Они внимают правильным словам. Кажется, что члены племени давно хотели услышать их и следовать им, но не было вокруг столь ответственного человека. Лишь Данко оказался таковым: он смог зажечь в людях огонь. Они верили ему, понимали превосходство юноши, ведь в его глазах горело пламя.
Данко стал единственным человеком, сумевшим сплотить племя ради их же спасения. Огромная любовь к ближним смогла зажечь огонек надежды. И он освещал дорогу каждому. А впереди был тот, кто ежесекундно подпитывал эту надежду своей огромной верой в людей. Именно вера помогла людям выбраться из затягивающего в свой мир навечно болота, благодаря своим собственным силам и решимости они смогли пробраться сквозь непролазную чащу дерев.
Но вдруг вера и силы, возникшие в людях, исчезли. Не смогли они справиться с возникающими впереди новыми преградами на пути к солнцу. Люди опустили руки, не захотели идти дальше. А виноватым сделали предводителя, ведь им было безумно стыдно признать свое бессилие.
Но Данко нашел в себе силы прекратить обвинения и заставить двигаться дальше: он вырывает из груди сердце, которое светит ярче небесного светила, и, подняв его высоко над собой, освещает людям дорогу. Через этот прием гиперболы, автор пытался показать, какой безграничной была любовь Данко к людям, какое безграничное по доброте своей сердце он имел.
Увидевшие свет стали бежать, словно не видя больше опасностей вокруг. Великая преданность к людям и человеколюбие победили все темные силы, пытавшиеся их уничтожить.
Но конец произведения, несмотря на факт спасения людей, драматичен. И здесь дело даже не в смерти Данко, пожертвовавшего жизнью ради других. Трагизм состоит в отношении к поступку юноши: никто будто не заметил его смерти, все приняли случившееся как должное, и, увидев свет, заботились лишь о собственной шкуре. Апогеем бесчеловечности племени стала картина того, как какой-то осторожный человек, словно остерегаясь чего-то, раздавил ногой сердце спасителя и пошел вперед.
Данко подарил людям яркое солнце, траву, сверкающую росой после дождя, речку с отсветом золота от падающих лучей. Он подарил им жизнь. Спасенные же даровали ему забвение. Но даже та предосторожность не смогла полностью погубить память о бесконечно преданном людям юноше, и каждый раз перед грозой в полях на траве возникают голубые искорки — искры памяти о подвиге человека.