Орест Адамович Кипренский — известный художник, который смог оставить своими живописными и талантливыми работами глубокий след в мировой и русской живописи. Именно этот художник создал в 19 веке целую галерею великолепных портретов, большая часть которых — это значительные люди, участвовавшие в военных действиях с французом и Наполеоном. В своих полотнах живописец пытался не только запечатлеть великих людей этого времени, но и показать их глубокий и богатый внутренний мир. Одна из таких великолепных работ запечатлела известного «опального» поэта девятнадцатого века Александра Сергеевича Пушкина.
Из истории этого портрета известно, что он был заказан близким другом и лицеистом Антоном Дельвигом. И в дальнейшем именно это изображение стало украшением практически всех изданий пушкинских произведений. Написано это полотно Орестом Кипренским в 1828 году. Современники поэта вспоминали, что тот совершенно не любил позировать, а уж тем более для портретов. Ему довольно сложно было усидеть на одном месте, смотреть в одну точку и совсем не разговаривать. Это было для поэта тяжелым испытанием. Но когда об этом попросил друг, то он не смог же отказать. Антон Дельвиг, друг главного героя картины Ореста, попросил живописца, чтобы тот на заднем плане еще дорисовал и музу, которая постоянно посещает поэта.
Сам Александр Пушкин довольно высоко оценил работу художника и сообщил всем, что есть необычное и очень большое сходство с оригиналом. В это время Александр Сергеевич был молод и жизнерадостен. Поэтому его поза и осанка как раз указывает на то, что поэт полон сил и энергии, поэтому он сможет создать еще множество замечательных произведений.
Живописец Орест Кипренский выбрал для своей композиции темную комнату, куда совершенно не проникают солнечные лучи. Но, несмотря на это, видно, что стена за спиной героя полотна темная, немного желтоватого оттенка. Но все-таки главное в этом портрете не внешние данные героя, ведь Александр Пушкин изображен в пол-оборота, а его глаза. Взгляд направлен куда-то вдаль, глаза немного задумчивы, но все же в них отражается блеск. Та часть лица, которая видна лучше всего, освещена падающими бликами от свечи. Свеча горит не сильно, неярко, но все-таки освещает лицо героя картины Кипренского. Но другая сторона пушкинского лица остается в тени. Это создает ощущение того, что поэт видит что-то вдали, странное и неземное. И это что-то дает ему новый поэтический заряд.
Герой картины одет в темный сюртук и его плащ накинут легонько на плечо. В то время так было модно носить. Сквозь плотно закрытый пиджак виден белый накрахмаленный воротничок, который подчеркивает дворянское происхождение поэта. Вся одежда подобрана по цвету, аккуратная, нигде нет складочек или случайно сложенных кусочков тканей. Видно, что поэт постоянно следит за собой, за своей внешностью.
Но художник Орест Кипренский, к сожалению, не показывает всего художника целиком, а видна лишь только его часть. Но уже и так заметно, насколько герой картины воодушевлен и гениален. Видна полностью голова поэта. Смуглое его лицо очерчено темными волосами, которые постоянно завиваются. Большие и густые бакенбарды немного округляют вытянутое молодое лицо поэта. Губы поэта плотно сжаты. Может быть, в этот момент рождается замысел нового его гениального произведения. Руки героя картины Кипренского, ухоженные и изящные, сложены на груди, изображая спокойствие и некую умиротворенность.
Но на полотне Ореста Адамовича есть еще одна героиня — это маленькая муза, которая притаилась за спиной поэта в правом верхнем углу. Она из бронзы, поэтому так четко выделяется на общем фоне картины. Можно предположить, что эта статуя стоит на небольшой тумбочке, которую художник решил не вносить в свою композицию, создавая необычный ореол таинственности, загадки и талантливости поэта.
В руках этой героини полотна Кипренского лира, которая постоянно вдохновляет великого и непревзойденного поэта на создание новых великолепных произведений. Вся картина, несмотря на темные оттенки цветов, которые выбрал художник, освещена внутренним светом и одухотворенностью. Небольшой темный плед в клеточку выделяется из общего фона яркостью своих коричневых линий.
Известно, что все современники отмечали внешнюю непривлекательность поэта. Он никогда не был красив, так как в нем проступали корни из Африки его прадеда, но когда он начинал говорить, когда он выражал свои эмоции, то все вокруг об этом забывали. Тогда поэт преображался, становился другим. Казалось, что перед слушателями выступает уже совершенно другой человек. И эта внутренняя его красота, образованность заставляли всех вокруг увидеть его по-другому. Все видели эту вновь открытую в поэте красоту.
Не знаю как у других кто прочитал эту статью, ощущение возникло будто я в музее. И это я уже когда то слышала. Дежавю.
Только за один этот портрет Кипренский уже вошел бы в историю. Именно этот образ все представляют при упоминании о поэте.