Долгое время автором картины «Юный живописец» считался А. Лосенко, несколько позже искусствоведы признали авторство за немецким художником Д. Ходовецким, опираясь на несхожесть нарядов изображенных на картине персонажей с русскими традиционными костюмами середины XVIII столетия. Только к 1913 году благодаря деятельности исследователя И. Грабаря было доказано, что картина «Юный живописец» была написана русским мастером Иваном Ивановичем Фирсовым в 1760 году.
Фирсова можно с уверенность назвать родоначальником жанровой живописи. К сожалению, при жизни художника этот стиль в искусстве не пользовался популярностью и долго не признавался официальной Академией художеств. Возможно, именно в связи с отрицанием общественностью того времени жанровой живописи, полотно «Юный живописец» — единственная картина И.И. Фирсова, дошедшая до наших дней.
Доподлинно известно, что великий художник был первопроходцем не только в живописи, Иван Иванович принимал непосредственное участие в оформлении первой русской оперы. Этот заслуживающий уважения, выдающийся человек намного опередил время, в котором жил и творил свои непризнанные шедевры.
Судя по сохранившимся историческим источникам, картина «Юный живописец» была написана художником во время путешествия по Франции. Даже обнаруженная относительно недавно подлинная подпись мастера написана на французском языке.
Изображение небольшой, слабо освещенной единственным окном с тяжелыми темно-зелеными занавесками комнаты погружает зрителя в творческую атмосферу мастерской совсем юного художника. Быть может, парнишка лет тринадцати зарабатывает себе на жизнь, продавая портреты, однако, что вероятнее, он просто оттачивает умения, приобретенные в гимназии. Чувствуется, что молодой портретист уделил своей картине довольно много времени, ему явно хочется размять затекшие от сидячей работы мышцы, да и крошка-натурщица явно устала. Девушка в простом коралловом платье с белым передником и высоко поднятыми волосами над головным убором в тон наряда уговаривает готовую закапризничать в любой момент малышку. Девчушка с пшенично-золотыми волосами в пышном платье цвета спелого персика соглашается еще позировать, прижимаясь к своей старшей наставнице.
Юный художник пишет портрет старательно, пытается добиться наибольшего сходства, и видимый результат его работы довольно неплох. Судя по размерам деревянного мольберта, полотенцу в отпечатках испачканных в масле пальцев, раскрытому сундучку с художественными принадлежностями можно судить, что юное дарование находится у себя в мастерской.
Стены украшают два портрета в рамках, быть может, принадлежащие кисти молодого художника, или это работы более профессиональных мастеров, служащие ему стимулом и примером.
Возле окна располагается столик, увенчанный тяжелым, гипсовым или мраморным манекеном. Часто художники используют подобные бюсты, надевая на них роскошные головные уборы, популярные среди обеспеченных дам того времени, чтобы как можно точнее передать изящество многочисленных кружев и складок дорогих тканей.
Вероятно, портрет очень важен для семьи золотоволосой малышки. Для удобства ребенка даже принесена подставка под маленькие ножки. Женщина, судя по положению руки явно произносящая что-то назидательное, беременна, ей однозначно тяжело стоять, но несмотря на неудобства она продолжает находиться возле девочки, которой хочется побыстрее вскочить и увидеть свое изображение на холсте.
Кто знает, быть может картина Фирсова является автобиографичной, художник просто воплотил на холсте одно из воспоминаний своей творческой юности. Возникает желание от души пожелать юному живописцу творческих успехов и общественного признания, чтобы следующая картина, восхитившая весь мир, принадлежала именно его кисти.
Краткое, но доступное изложение, образа на картине Фирсова И.И.