Когда говорят о русских художниках-маринистах, то чаще всего подразумевают имя Айвазовского. Когда размышляют о лесных пейзажах, то наиболее часто упоминают имя Исаака Левитана. Но есть картина «Брег Средиземного моря» — почти классический морской пейзаж, написанный рукой Левитана. И это полотно ломает общее представление об его творчестве.
Картина была создана художником в 1890 году и вскоре обратила на себя пристальное внимание современников. Она не приковала к себе взглядов точнейшей реалистичностью, движением или буйством красок, как другие работы известных маринистов. Эта картина очаровала зрителей особой поэтичностью и нежностью. Рядом с ней хотелось крепко сжимать руку возлюбленной и снова, и снова признаваться в искренности чувств.
Главное место на полотне занимает, конечно же, море. Его волны особого нежно-голубого и опалового оттенка медленно скользят по песчаному берегу. Их гребешки из белой пены словно играют с мелкими камнями и ракушками, виднеющимися на коричневом берегу. Они то перекидывают их с места на место, то зарывают в песок, а иногда несколько раз накрывают водой, заставляя блестеть и переливаться от своей чистоты. Вдали у горизонта море почти сливается воедино с линией неба. Этот едва заметный переход одной стихии к другой предельно тонок и аккуратен.
В левой части картины Левитан изображает одинокую чайку. Она кажется песчинкой на фоне неба и моря, что как нельзя лучше подчеркивает бесконечность просторов. Обычно чайки в поисках добычи летают невысоко над морем стаями или хотя бы собравшись парами. На картине же мы видим одинокую птицу. Чудится, что она не выдержала натиска бесконечности и полетела в иную сторону, потерявшись в итоге. Если долго смотреть на полотно, то начинает слышаться крик чайки, шум прибоя, который ее постепенно заглушает.
День пусть и не ясный, но полный умиротворения. Кажется, что скоро пойдет теплый летний дождь. Именно в такие моменты хочется оказаться на берегу моря и начать мечтать, смотря на убегающие волны или любуясь лучами еще не скрывшегося солнца, проглядывающими через серо-голубое небо.
Полотно настолько чутко и одухотворено, что зритель словно теряет понимание течения времени и наслаждается музыкой вечности.
Хорошая тема взята. Написано доступным языком. Мне очень понравилось.