Начиная с 18 века, роль поэзии в обществе начинает меняться, и она перестает быть лишь только светским развлечением. Поэзия начинает менять свою роль в обществе, уже не развлекая богатых людей, а оказывая особое влияние на жизнь всего народа, независимо от сословия. И уже «красивые» стихотворные произведения, которые радовали слушателей, постепенно начинают исчезать, а приходят другие стихи, дерзкие и несущие в себе идеи нового и революционного. Раньше стихотворные произведения, которые было принято читать в высшем российском обществе, писались «высоким штилем», который ввел еще Ломоносов. Но постепенно и эта традиция исчезала.
Одним из поэтов, который относился к этому новому течению в поэзии, и стал Гавриил Державин. Он решился практически одним из первых обличить тех, кто пытается воспользоваться властью ради своей выгоды. И их обличил Державин публично, Именно этому смелому и решительному поэту принадлежит создание в 1780 году замечательного и глубокого стихотворения «Властителям и судьям».
Известно, что сам Державин в это время решил окончить свою военную деятельность и, оставив военную карьеру, стал осваивать должность советника при царе. В это же время он начинает публиковать и свои первые стихотворные произведения, которые до этого уже звучали в светских салонах и имели популярность и известность. Эти же стихи он потом будет читать и императрице в царском дворце. В это время императрица пыталась поощрить всех тех, кто смело высказывался. Поэтому она так спокойно и приняла Державина, который так дерзко и резко высказывал о существующей власти. Его произведение было достаточно смелым для того времени.
По содержанию стихотворение Державина противопоставлено той власти, которая правит страной. Так, поэт называет власти богами, ведь они могут легко распорядиться судьбой человека, но только эти боги существуют лишь только на земле. Сам автор стихотворения в своем поэтическом сюжете создает ситуацию, когда все они, люди из этого самого высшего и правящего общества, предстают перед судом, но только не земным, как им бы этого хотелось и которого они совершенно не боятся. Но только поэт совсем не дает им никакого шанса, поэтому они предстанут лишь только перед божественным, высшим, судом.
Сам поэт не относит себя к существу, который бы относился к этому самому высшему сословию, но все-таки Гавриил Романович берет на себя миссию и говорит от имени Всевышнего. В его речи звучат нотки укора, который он бросает своим соотечественникам за то, что они допустили в своем обществе совершать такие поступки, которые совершаются ныне. Поэт задает риторический вопрос о том, сколько же еще можно жалеть и подчиняться «неправедных» и «злых».
Обратимся к первой части стихотворного текста Державина, где он рассказывает о том, что у всех есть свои обязанности. Он указывает на то, в чем состоит долг тех, кто в современном мире стоят у власти и управляют страной. Они, как считает сам автор, должны соблюдать сами законы и заботиться о том, другие их соблюдали. В их обязанности входить помогать всем слабым и беззащитным. Например, оказывать помощь вдовам и сиротам, спасая их от всяких бед и не давая их обижать сильным людям этого мира. В этой же части своего стихотворение поэт утверждает мысль о том, что бедным людям наконец-то нужно дать волю, освободить их из оков, в которых они длительное время уже находятся.
Таким образом, Гавриила Державин прямо говорит об отмене крепостного права. Такое высказывание в те времена было слишком смелым, но Екатерина вторая решила отнести строки Державина к некоторому вольнодумству и закрыть на эту дерзость глаза. Известно было, что императрица была очень благосклонна к поэту, отсюда и такое отношение к его дерзкому произведению.
Вторая часть стихотворного произведения «Державина» носит уже немного другой характер: она обличает власти. Поэт говорит о том, что люди не слушают свой рассудок и уже давно перестали жить по божьим законам, которые помогали любить человека и хорошо к нему относиться, независимо от того, к какому сословию он относился. Люди живут по мирским законам, а они очень часто несправедливы: их злые дела потрясают землю и даже небеса зыблет от их неправды. Есть в этой части стихотворения и обращение к царям, которых поэт, как он сам признавался, считал когда-то божьими «наместниками», которые правили только на земле. Но теперь автор твердо убежден, но им уже недолго осталось так жить. И он говорит о том, что они не смогут существовать без раба и просто умрут без него.
В стихотворном финале автор просит Всевышнего, чтобы тот опустился на эту землю, где так много грехов и начал уже свой суд над людьми. Он говорит о том, что должен быть только Бог тем судьей, который справедливо все сможет рассудить. Ведь без его вмешательства навести порядок в его стране вообще невозможно, даже самому справедливому и, может быть, самому мудрому, но не тому, кто сам человек.