Один из крупнейших поэтов XVIII века Гавриил Романович Державин считал, что те люди, в которых искусство не вызывает вдохновенья и волненья, не могут быть чуткими к человеческим радостям и страданиям, останутся глухими к проявлению добра, и волновать их будет только собственное счастье.
Поэт был убежден, что исправление порочных нравов, воспитание любви ко всему прекрасному, распространение просвещения, а также служение истине и справедливости и являются основной целью искусства и, в частности, литературы. В своем стихотворении «Памятник», написанном в 1796 году, Державин придерживается этих своих позиций.
Хотя стихотворение и является произвольным переложением оды известного поэта Древнего Рима, Горация, но оно отнюдь не повторение мыслей древнеримского сочинителя. В ней отразилась собственная позиция Державина по отношению к поэту и его стихии — поэзии. Творчество поэта воспринимается им как памятник, которому не страшны «ни вихрь, ни гром», оно не подвластно времени и «выше пирамид».
Стихотворение написано 6-стопным ямбом. Ритм стихотворения неторопливый и торжественный, что подчеркивает важность темы. Воздействие поэзии на людей не только в настоящее время, но и на потомков в будущем — основная тема его размышлений. С этой точки зрения поэт достоин уважения и любви своих сограждан. Державин уверен, что его слава и бессмертие не только не увянут, но будут жить все время, пока с родом Славян будут считаться.
В своем произведении поэт перечисляет свои заслуги перед «родом Славянов», главные из которых — это провозглашение истины царям и введение в поэзию «забавного русского слога», под которым подразумевается использование слов и выражений из живой разговорной речи. Действительно, живая разговорная речь сблизила поэзию и реальную жизнь, тогда как до этого поэзия была далека от жизни и витала в заоблачных высотах.
Прав был он и на счет провозглашения истины царям. В этом плане достаточно вспомнить «Фелицу», в которой звучат то в форме похвалы, то в виде безобидных шуток, без каких бы то ни было резких выражений внушения императрице мыслей о просвещенном монархе. Но это не значит, что Державин был слугой самодержавия.
Наоборот, подобная форма не противоречила его мыслям о гуманном абсолютизме. Более того, выражая интересы государства, он не боялся высказывать горькую правду царям и их окружению. Ярким примером тому может послужить ода «Властителям и судиям».
Воздействие поэзии на людей всегда было сильным, посредством поэзии Державин обращался к радостям и страданиям людей.