Гавриил Романович Державин известен как поэт, в творчестве которого нашли отражения несколько литературных направлений. Начиная как поэт-классицист, постепенно отказываясь от подражания образцам жанра, Державин обращается к человеческой индивидуальности, которая выступает на первый план в его произведениях. Так, в произведениях позднего периода, перед читателем предстает конкретный образ автора, происходит узнавание личности самого поэта.
Стихотворение «Признание» является одним из самых автобиографичных в творчестве Державина, об этом говорит и само название, и частое употребление в тексте местоимения «я». Написанное в 1807 году, произведение несет в себе итог жизни Державина, о котором он сам рассуждает, употребляя глаголы в прошедшем времени: «не умел», «любил», «думал». Лирический герой, который практически неотделим от личности самого автора, заявляет: «Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид». Для поэта было важно открыто заявлять о неправедности и неверности служащих отчизне, которые замечал: «Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг». Однако не скрывает, что и сам является простым обывателем, способным на проявление слабости: «Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен».
Державин определял себя поэтом, творящим во славу своей отчизны, неотделимым от нее, именно поэтому старался сохранить для потомков в своих произведениях образы великих правителей и полководцев: «Думал перелить в потомки Души их». В то же время, поэт тесно связан с простым народом, ему так же свойственны слабости и увлечения. Употребляя слова разговорной лексики «надуваться», «правду брякнуть», наравне со словами высокими «вельможам властным», «звуки посвящались Лиры моея царям», Державин обозначает свои эстетические принципы — внимание заслуживает и обыденный мир, индивидуальность каждого человека. Совершенно новое видение окружающего мира — вот то новшество, которое привнес в классическую литературу Державин.
Тема Бога находит отражение во многих произведениях поэтов-классицистов. Не стал исключением и Державин: «Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел». Поэт находит Бога не только в реальном мире, но и в каждом человеке, видит Бога в себе самом — именно это ведет поэта на творческом пути.
Державин стоит свое произведение как доверительную беседу, рассуждая с невидимыми собеседниками о том, что он собой представляет, признается в своих помыслах и желаниях, объясняя некоторые спорные моменты. Рассуждая о сделанном на протяжении жизни, поэт говорит: «Падал я, вставал в мой век». Действительно, поэт прожил сложную жизнь, которая была полна различными трудностями и радостями — назначениями на высокие посты, бурными спорами с властями. Жизнь поэта была достаточно сложной. Но всегда Державин находил в себе силы двигаться дальше. Ведь сила духа, которую он восхвалял в своих одических произведениях, посвященных героям отчизны, всегда присутствовала и в нем самом. В моменты же сомнений, когда красота и суета пленили поэта, он понимает, что ничто человеческое ему не чуждо — хоть он и поэт, творец, в то же время он обычный смертный: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек».
Постепенно проявляющийся в текстах Державина образ автора, наконец, находит конкретное воплощение в стихотворении «Признание». Расширив тем самым границы классицизма, поэт обращается к личным характеристикам человека, находя в окружающих индивидуальность и особенность. Поэтому так искренне поэт рассуждает о том, что любит, чего хотел добиться, ради чего он творил. Ценным для Державина всегда были обычные человеческие качества, такие как ум, честность, порядочность, доброта «Ум и сердце человечье Были гением моим». Таким он и хотел быть для современников и потомков, которые смогут узнать его через его творчество.