Кажется, на протяжении всего 19 века и, впрочем, во всей истории русской литературы, не найдётся больше поэта настолько же ранимого, настолько чувствительного, как М.Ю. Лермонтов. Этот талантливейший классик вошёл в мировую литературу как певец Луны, сын Одиночества и горести. На долю поэта выпало множество сложнейших испытаний — моральных и физических.
Он пережил гонения в среде высшего света, к которому принадлежал по рождению, но не по убеждениям; он прожил крайне короткую жизнь, которая, будто комета, пронеслась по небосклону российской поэзии и навеки скрылась где-то в сосущей пустоте. Лермонтов стал живым отражением высказывания: люди, слабые телом, сильны духом. Так и он, обладающий весьма некрепким здоровьем, нёс офицерскую службу наравне с другими, был доблестным и честным военным. А ещё поэту не везло в любви.
Несмотря на то, что в очень юном возрасте он уже стал талантливым и весьма знаменитым стихотворцем, несмотря на то, что он талантлив, умён, принадлежал старинному дворянскому роду, а замужество с ним составило бы выгодную партию любой светской красавице, нельзя сказать, что он привлекал дам; его сложно было назвать привлекательным, пусть и позже, узнав поэта, практически каждая из них оказывалась под его чарами. Музами Лермонтова становились самые разные женщины, и их список едва ли намного меньше, чем знаменитый донжуанский список А.С. Пушкина, однако настоящей всепоглощающей и счастливой любви поэту так и не удалось испытать. Несмотря на это, он посвящал своим протеже стихотворения, многие из которых станут признанными шедеврами поэтического искусства.
Особого внимания заслуживает так называемый «Сушковский цикл» лермонтовской любовной поэзии. Стоит отметить, что «сентиментальная» лирика классика носила особый характер. Влюблённый Лермонтов никогда не был счастлив, а его первое серьёзное увлечение Екатериной Сушковой, кокетливой московской барышней, которая была на несколько лет старше юного Мишеля, и вовсе оказалось одной из самых болезненных страниц в его жизни. Он не простит Екатерине отказа и насмешек над его чувствами и много лет спустя жестоко отомстит самолюбивой красавице, публично её оскорбив.
Мишель и Катенька познакомились летом, когда осиротевшая Сушкова приехала на воспитание к тётке. Шестнадцатилетний поэт без памяти влюбился в барышню, о чём старался сообщить ей при каждом удобном случае. Он сопровождал признания стихотворениями собственного сочинения, но Сушкова не воспринимала юношу всерьёз. Первое разочарование в нежном чувстве и ощущение его безответности пронизало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Благодарю!».
Классик создал его в 1830 году, в очередной раз отвергнутый. Он почти набело пишет произведение, которое положит начало той болезненности, присущей его любовной лирике в целом. С тонкой иронией, с лёгким шлейфом горечи и оттенком страдания поэт в бессюжетной элегии создаёт образ высокомерной и жестокой красавицы, которая разрывает сердце лирического героя своим непостоянством.
Несмотря на то, что в этом интимном послании нет образов событий, в нём отчётливо видна аллюзия на отношения Лермонтова и Сушковой, так что можно утверждать, что лирического героя элегии «Благодарю!» можно отождествлять с самим классиком.
Особый психологизм произведению придают мотивы мечущейся страстной души героя, которая разрывается на части. Рассказчика терзает ощущение обиды, горечи и даже презрения к лирической героине, которая не сумела разглядеть истинную любовь, нежное и искреннее чувство. Недаром Лермонтов применяет эпитет «притворное» вниманье, объясняя в первую очередь самому себе, что он прекрасно понимает игру, которую затеяла лживая возлюбленная. Но несмотря на это он не может перестать её обожать. Из этого томительного круга нет выхода, и поэтому Мишель взывает к Всевышнему, моля его прекратить эту муку, послав герою холодный взгляд роковой красавицы. В противном случае её благодарность за признание лишь продлит страдания рассказчика, породив, несмотря на его ложность, очередные безумные надежды на взаимность.
Элегия «Благодарю!» написана пятистопным ямбом с многочисленными пиррихиями; классик избирает опоясывающую рифмовку и чередует мужской и женский тип рифмы. Каждый из четырёх катренов заканчивается рефреном «Благодарю!». Талантливый лирик делает это не только ради ритмической организации произведения, но и ради усиления его художественного смысла: слова благодарности становятся очередным выражением тоски и отчаяния героя, томимого пустыми мечтаниями. При этом интонационное и смысловое звучание этого слова меняется. В первом катрене это искренняя, но слегка ироничная благодарность за спокойствие, а не осмеяние в принятии чувств поэта; во втором — выражение отчаяния и т.д. Атмосфера, настроение стихотворения нагнетаются всё больше и в конце концов выливаются в ещё одно, завуалированное, болезненное признание.
В герое борются два начала — разумное и чувственное. Первое даёт ему осознавать унизительность своего положения «раба», несчастно влюблённого в эгоистичную великосветскую даму; второе выражает отчаяние от невозможности испытать ответное чувство. Эти неприятные переживания выливаются в экспрессивную речь М.Ю. Лермонтова, превращающую его любовное послание в своего рода обвинительную речь к жестокосердной возлюбленной.
Согласен с автором статьи, этим стихотворение он действительно хотел высказать, задевшее его самолюбие положение.Его непримиримость и в тоже время понимание своего положения в данной ситуации.
Красивое и нежное стихотворение поэта. Вообще слово "Благодарю" состоит первоначально из двух: "Благо и дарю". Таким образом, поэт признавался в любви и дарил всевозможные блага своей возлюбленной. Автор статьи превосходно передал суть стихотворения и смог отразить чувства ещё совсем молоденького Лермонтова.