Тема духовного падения и возрождения человека

Роман начинается с того, что обыкновенный петербургский студент по фамилии Раскольников предстает перед глазами читателей бесконечно уставшим от вечной острой нехватки денег, жизни фактически впроголодь на грязной и унылой съемной квартире и того, что матери и сестре приходится всячески поддерживать его, жертвуя собственными интересами и удобствами.

Подолгу размышляя в одиночестве о несправедливости судьбы, Родион решает исправить свою ситуацию за счет убийства некоей старухи Алены Ивановны, одалживающей людям деньги под немалые проценты. В его глазах эта пожилая женщина является совершенно бесполезным созданием, чье существование лишено какого бы то ни было смысла, по его мнению, она не приносит людям ни пользы, ни радости, а, напротив, лишь без зазрения совести обирает бедняков, которых крайняя нужда вынуждает к ней обращаться, прося денег в долг.

Раскольникову удается убедить себя в том, что он не совершит ничего плохого, если убьет эту отвратительную старушонку, как он мысленно ее называет, что украденные после ее убийства деньги он сумеет потратить на гораздо более высокие цели. Юноша говорит себе, что он избавит мир от этой никому не нужной «воши» и он имеет право на такое действие, поскольку принадлежит к разряду особых, избранных, талантливых людей, которые могут прокладывать себе путь любыми способами.

Родион действительно расправляется с процентщицей. Более того, по неудачному стечению обстоятельств в квартире оказывается и ее сестра Лизавета, абсолютно безобидная женщина, которая немного отстает в своем умственном развитии. Раскольников вынужден убить и Лизавету, несчастная даже не пытается защититься.

Но после этого страшного дня юноша вовсе не обретает спокойствия и не становится счастливым, как ему представлялось ранее. Молодого человека преследует страх перед тем, что следствие обвинит в убийстве именно его, но еще более чудовищны муки совести из-за содеянного, перед глазами Раскольникова постоянно возникают его жертвы, в особенности ни в чем не повинная Лизавета.

Подготовка к преступлению и само убийство занимают в романе не более четвертой части всего содержания, далее автор подробно раскрывает то, как страдает Родион, все больше осознавая непростительность своего греха, все яснее понимая, что на самом деле он убил не «старушонку», а самого себя, свою живую душу. Немалую роль в его раскаянии играет Соня Мармеладова, появившаяся в жизни Раскольникова именно в этот период.

Сначала Родион знакомится с отцом девушки, спившимся, опустившимся бывшим чиновником Мармеладовым, который и рассказывает ему о трагической ситуации в своей семье. Мужчина с горечью повествует о том, что его вторая жена Катерина Ивановна больна чахоткой и ей недолго осталось жить, трое младших детей голодают и не имеют элементарной одежды. От Мармеладова Раскольников узнает и о том, как его старшей дочери, тихой и кроткой Соне, пришлось под давлением мачехи вступить на позорный и унизительный путь проституции, получить так называемый желтый билет.

Буквально через несколько дней этот несчастный человек погибает под колесами, Родион приходит к его родным и своими глазами видит все, о чем ему недавно рассказывал Мармеладов, убеждаясь в том, в какой беспросветной нищете и отчаянии существуют безнадежно больная женщина и трое детей. Единственным спасением от голодной смерти для них является Соня, отдающая им все деньги, заработанные тем путем, который вызывает в обществе откровенное осуждение и презрение.

Когда Раскольников начинает все чаще и чаще общаться с этой робкой девушкой, полностью приносящей себя в жертву ради тех, кто даже не является ей родными по крови, он незаметно для самого себя пересматривает свои взгляды на жизнь. Родион спрашивает Соню о том, не было ли у нее мыслей о самоубийстве, ведь ее существование просто невыносимо, однако девушка снова отвечает на это, что в таком случае ее семья окончательно пропадет, и она вынуждена продолжать эту ужасную жизнь. Соня глубоко религиозна, она всем сердцем верит в Бога и в то, что он не допустит до ее участи хотя бы младших сестер, хотя Раскольников и призывает ее оглядеться вокруг и отказаться от напрасных иллюзий.

Родион без колебаний вводит эту бесконечно порядочную и чистую, несмотря на ее занятие, девушку в общество своей матери и сестры, и те сразу же чувствуют к ней расположение, хотя и не знают всех обстоятельств. Именно Соне молодой человек все же решается признаться в том, что он совершил, и девушка, хотя и глубоко потрясена его словами, предполагает, что Раскольников сделал это только от безысходности, от голода, ради того, чтобы помочь матери. Но на вопрос Родиона о том, что же ему теперь делать, как избавиться от невыносимых мук совести, кроткая Соня твердо, без колебаний отвечает, что он обязан покаяться перед всеми и обязательно понести заслуженное наказание, только тогда Бог снова подарит ему жизнь.

После ареста и приговора Раскольников оказывается вместе с Соней в Сибири, но оба готовы выдержать все испытания ради того чтобы по-настоящему обновиться душой, искупить свои грехи и стать в будущем иными, достойными людьми. Однако автор в финале романа подчеркивает, что обоим его героям предстоит еще пройти на этом пути долгую и трудную дорогу, что подлинное духовное возрождение Родиона и его возлюбленной только начинается.

Вставить свои 5 копеек