Ф.И. Тютчев — один из крупнейших поэтов 19 века, ярчайший представитель литературы «Золотого века». Несмотря на кажущуюся простоту его произведений, Тютчев зачастую остаётся для читателя непонятым. Во многом эта загадочность его лирики объясняется глубокомысленным, философским настроением поэта, однако существует и другая причина, более важная я глубокая.
«Певец природы», как его называли современники, так и не стал профессиональным литератором. Несмотря на огромное количество созданных произведений, Фёдор Иванович считал самого себя в первую очередь служителем государства, а не поэтом. Именно это не позволило талантливому человеку отказаться от службы в пользу творческой деятельности.
Тютчев, получивший начальное образование дома, быстро осваивал науки. Он с блеском окончил Московский университет и отправился продолжать обучение и строить карьеру в Мюнхен, где прожил достаточно долгое время, выполняя дипломатическую миссию.
По возвращении в Россию поэт получил прозвище «настоящий европеец». Действительно, долгие годы жизни за границей повлияли на формирование его взглядов на жизнь. Тютчев стал жить по европейским обычаям, изучал западную философию. В конце концов всё это оказало влияние на мотивы и формы его лирики.
Итак, если вернуться к вопросу о непонятности тютчевской поэзии для многих читателей, то можно охарактеризовать эту особенность так: Фёдор Иванович, чьё мироощущение формировалось на основании европейских ценностей, постепенно отдалялся от истинно русской нравственности, духовности, что в конце концов привело к его разрыву с Россией. Именно этим объясняется та сложность, мешающая его соотечественникам воспринимать лирику легко, без усилий.
Крупнейшим поэтам (и прозаикам, разумеется) 19 века присуща глубокая религиозность; их стихотворения пропитаны так называемой душеспасительной идеей, являющейся, по сути, одной из оснований традиционной русской нравственности. Эта черта делает произведения одухотворёнными, чистыми — и в какой-то степени «прозрачными». Их дидактическая направленность отслеживается максимально легко — достаточно вспомнить, например, А.С. Пушкина, стихотворение «Пророк», в котором поэт смиренно принимает уготованную ему долю мученика. У М.Ю. Лермонтова уже в его «Пророке» эта мысль представлена ещё более ярко.
Однако нельзя не сказать, что вышеупомянутый разрыв давался Тютчеву нелегко. Его мучает мысль о том, что человеческое общество разлагается; умирает его духовность, а сам человек в скором времени станет частью Хаоса. Этим обусловлена тема трагического несовершенства человека в его противостоянии почти всегда гармоничной природе. При этом стоит отметить, что несмотря на подсознательное движение в сторону христианства. Тютчев в действительности отталкивает от себя православие, демонстрируя полнейшее отрицание заветов Божьих. Так, например, он подвержен одному из семи смертных грехов — блуду, не сумев совладать с которым, поэт, будучи женатым человеком, имеет молодую любовницу. Мужчину даже не останавливает то, что та связь разрушает жизнь его законной супруги, Эрнестины, и убивает душу его возлюбленной, Елены Денисьевой.
Так, пантеистические мотивы заменили Тютчеву истинную христианскую духовность. Поэт одухотворяет природу, наделяет её чертами живого. В отличие от человека, слабого физически у духовно, с трудом контролирующего собственные желания, в природе всё гармонично. Её жизнь течёт по собственным законам, вечным, непреходящим. Одним из ярчайших примеров подобного отношения служит стихотворение «Не то, что мните вы, природа…».
Несмотря на то, что поэт полностью отрицает возможность единения человека и природы, у него есть несколько зарисовок, в которых он выражает надежду на возвращение «мыслящего тростника» к Матери, которую он видит в природе, например, стихотворение «Осенний вечер». Без природы человек — сирота, бесприютный странник, которому нет покоя и блаженства на земле.
Несмотря на кажущуюся «пейзажность» многих стихотворений поэта, в каждом из них заложены глубочайшие философские размышления о смысле бытия, жизни и смерти, любви, покое. В них нет обычного любования красотой окружающей Тютчева действительности — природа наталкивает автора на сложные мысли. Чем старше становится поэт, тем более глубокими, чувственными и печальными становятся его переживания о тщетности и слабости человека. Зачастую периоды человеческой жизни и даже целые судьбы аллегорично представлены в его лирике. Таково его «Есть в осени первоначальной…». Стихотворение будто подводит итог жизни стареющего поэта, готовящегося покинуть земной мир.
У Тютчева много произведений, посвящённых… хаосу в природе. Даже она, прекрасная, божественная, подвержена разрушению: «Настанет ночь — и звучными волнами/ Стихия бьет о берег свой». Но и бушующая, хаотичная, она остаётся величественной, поражающей воображение.
Выходит, что хаос в человеке есть сплошное разрушение, не приводящее к гармонии; природа же есть совершенный храм, чью красоту невозможно испортить и разрушить — её можно лишь не понять. Человек и природа у Тютчева выступают в неразрывном единстве, но лишь потому, что человек зависим от своей Матери. Он слаб и жалок, его жизнь быстротечна, в отличие от вечности природы. В этом заключается основное противоречие лирики поэта: прекрасная природа не может принять своё детище, а тот неспособен понять её из-за своей беспомощности; живя в разрыве с природой, человек ищет гармонии, не понимая, что она — в окружающей его действительности. Невозможность слияния человека и природы становятся основной причиной минорного настроения, присущего всей лирике Ф.И. Тютчева.