Ф.И. Тютчев в своей любовной лирике осветил трагическую природу любви, которая всегда волновала многих. Именно эта черта его лирики сделала Тютчева любимым поэтом самого Л.Н. Толстого. Любовь по Тютчеву — это трагизм, потому что обещает человеку больше, чем в состоянии вместить его смертная природа. Находясь под высоким напряжением высокого чувства, человек не выдерживает и сгорает в нем.
В творчестве Тютчева выделяется «Денисьевский цикл», в котором от стихотворения к стихотворению «витает» образ бесчеловечной толпы, губительной для чувства и для любимой. В этот цикл вошло около двадцати стихотворений, посвященных Елене Александровне Денисьевой — последней любви поэта. В глазах людей их чувства были предосудительными, брак противоречил всем законам как человеческим, так и нравственным.
В этот «Денисьевский цикл» выходит стихотворение, посвященное последним минутам жизни Елены. И именно оно больше всех мне по душе.
Читая его, я чуть-чуть не заплакала, ведь не просто человек, а умирала частичка души автора, так как он безгранично любил женщину.
Даже природа «плакала» по этому поводу, и мы ясно слышим шелест, «музыку» дождя:
Лил теплый летний дождь его струи
По листьям весело звучали.
Умирала женщина, мать, которая горячо любила и была любима. Рядом с ней стоял ее самый родной и близкий человек — Ф.И. Тютчев. И, наверное, именно поэтому небеса подарили ей эту последнюю минуту жизни и разума. Чтобы она смогла со всеми попрощаться и сказать:
«О, как все это я любила!»
И они, наверное, очень многое дали для самого Федора Ивановича, потому что нет ничего лучше, чем услышать «мелодию» голоса своей любимой.
Многие художники писали свои картины на любовные темы: признания, любовные муки, измены. Конечно, я не художник, но, читая стихотворение, у меня перед глазами возникла следующая картина.
Сумерки. На улице накрапывает дождь, около окна растет дерево, по листьям которого сбегают маленькие капельки. Комната, погруженная в темноту, а около окна постель, в которой лежит под одеялом женщина. Вид у нее усталый, лицо бледное, но глаза живые, сверкающие. Она смотрит на улицу, слушая «музыку» дождя, ничего не замечая вокруг себя. А рядом с ней на стуле, у изголовья кровати, сидит мужчина, его голова опущена вниз, но всё равно мы видим его глаза… Они наполнены слезами. Его рука, будто поддерживая умирающую женщину, давая ей живительную силу, лежит на подушке возле ее головы. И все это погружено в сумрак «умирающего дня».
Благодаря использованию художественных тропы, Ф.И. Тютчев воздействует на наше подсознание, чувства, увеличивая с каждым выразительным средством эстетическое влияние на нас. Используются метафоры, чтобы передать душевное состояние героя:
Я был при ней убитый, но живой…
Сердце на куски не разорвалось…
Для этой цели в стихотворении помимо метафор используются и междометия:
О, как все это я любила!..
…О, Господи!
Чтобы показать плавность, замедленность происходящего, используется многосоюзие:
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала…
Тонкий мастер Тютчев не стремился блеснуть внешними эффектами и изысканность формы. Основными стихотворными размерами, которыми пользовался поэт, был ямб. Именно ямб придает его произведениям еще большую ритмическую выразительность:
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
Рифма перекрестная, что придает стихотворению дополнительную выразительность.
Одно из стихотворений Ф.И. Тютчева Толстой Л.Н. отметил буквами «Т.Ч.» (Тютчев. Чувство). Но не одно оно заслуживает такой пометки, по-моему, стихотворение, разобранное нами, также достойно этого. Почему я думаю так? Да, потому Федор Иванович не только в стихотворении «Она сидела…» сумел передать те чувства, которые трудно выразить словами, но и в этом тоже. Ведь именно в описываемый в данном произведении момент его распирало чувство горя, тоски, которые нашли свое отражение в стихотворных строках.
Интересное стихотворение Тютчева. Советую для чтения)