Впервые к любовной тематике Бунин обращается на ранних этапах творчества. В одной из первых своих статьей «Недостатки современной поэзии» писатель предлагает свое видение любви, утверждая её как вечное, всегда живое и юное чувство, дарующее необыкновенный взлет эмоций, такое же осмысление любви характерно и для раннего рассказа «Первая любовь». То есть на начальном этапе творчества И.А. Бунин видит любовь как светлое, идеальное чувство.
В произведениях 1900-х годов любовная концепция И.А. Бунина претерпевает изменения. Теперь бунинское понимание любви становится двуединым: это чувство для писателя является самым сокровенным, сильным, дарующим предчувствие счастья и одновременно чувством печальным, ввиду расхождения высоких побуждений и реального положения вещей.
Такое осмысливание находит отражение в рассказах «В августе», «Осенью», «Заря всю ночь», в которых уже намечаются основные черты авторской концепции любви (жажда героями любви, но в то же время, невозможность воссоединения) и способы ее художественной репрезентации (преобладание лиризма, сопоставление душевного состояния героев с миром окружающей природы), характерные для всего бунинского творчества, которые в дальнейшем станут развиваться и обогащаться.
1910-е годы условно можно считать новым этапом эволюции бунинского творчества. Любовная концепция произведений данного периода («При дороге», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Сны Чанга») обретает новые грани. В целом, в творчестве данного периода господствует тенденция воспринимать любовь как чувство загадочное, способное полностью захватить человека, преобразовывать его жизнь.
Не умалчивает писатель и о метафизической стороне любви, вводя мотивы телесных наслаждений и обольщений, испытываемых героями. Однако физическая близость героев изображается исключительно стихийной, необдуманной и не приносящей любовного счастья.
Усиливается драматизм произведений: если в раннем творчестве автором лишь указывалось на невозможность реализации любовного чувства, то теперь любовь имеет трагический исход. Развивается одна из важных особенностей любовной концепции И.А. Бунина, получившая широкое развитие в дальнейшем творчестве: взаимосвязь любви и смерти. Причем немаловажно указать на то, что к трагическому финалу героев, в большинстве случаев, влекут внешние жизненные обстоятельства.
В прозе 1910-х годов Бунин больше внимания уделяет описанию своих героев, при этом акцентируя то, что хотя персонажи любовных рассказов разнообразны внешне, все они являются людьми единой судьбы, т.к. в понимании писателя перед лицом любви равны все в независимости от пола, возрастной категории и социального положения.
После переселения во Францию писатель начинает пристально вглядываться в прошлое, утрата родины, ставшая для Бунина тяжелым ударом, привела его к мучительному состоянию, определившему характер бунинской прозы периода эмиграции. В эмиграционной прозе о любви Бунин экспериментирует с жанром, стилем, манерой повествования.
В прозе 1920-х годов («Митина любовь», «Дело корнета Елагина», «Солнечный удар») тема любви играет основополагающую роль. В этот период Бунин развивает мотивы любви-вспышки, не знающей продолжения в повседневности. Любовные чувства бунинских героев не освобождается от драматического, зачастую трагического исхода. Все настойчивее и напряженнее звучит в творчестве данного периода тема смерти, всегда роковым образом сопряженной с любовью. В произведениях данного этапа писатель глубже проникает в индивидуальное состояние своих героев, в котором черпает ответ на важнейшие вопросы о взаимосвязи любви и жизни, любви и смерти.
Наиболее яркое раскрытие любовная концепция И.А. Бунина получает в цикле рассказов 1937–1949-х гг. «Темные Аллеи». Тема любви является доминирующей в сборнике и определяет сюжеты большинства рассказов. Стержень любовной концепции остается тем же, отражая характерные для Бунина мотивы, сопутствующие любовной теме предыдущих его произведений. Однако любовные грани приобретают наиболее острую выразительность, а сама любовь осмысляется автором более зрело, с философского, экзистенциального аспекта. Рок и судьба все сильнее тяготеют над любовью. Писатель делает упор на случайность, стремительность и недолговечность счастья ввиду изначальной невозможности приспособления любви к условиям обыденной земной жизни.
На данном творческом этапе Бунин буквально одержим проблемой соотношения любви и смерти, в сознании Бунина, без любви, носившей онтологический характер, невозможной становится и сама жизнь.
Писателем в данный период в равной степени рассматривается как духовная, так и физическая сторона любви, во всех ее проявлениях: от легкой похоти до животного инстинкта.
Таким способом Бунин демонстрирует разные типы искажения любви, при этом мастерски балансируя на грани «прекрасное-натурализм». И все же в понимании писателя, идеальным считается исключительно такое чувство, в котором телесная и духовная стороны любви гармонично сочетаются. Только оно, может, по мнению И.А. Бунина, подарить человеку истинное счастье.