Среди литературных критиков бытуют разные мнения касательно «Вишневого сада». Кто-то считает его трагедией, кто-то драмой. Большая часть определяет пьесу как трагикомедию. Однако сам автор когда-то про неё сказал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Причиной тому стало отсутствие у его героев серьезных чувств и мыслей, они все были пустышками, неспособными на что-то важное и сильное.
Вспомним разговор Шарлотты с Яшей и Дуняшей. Девушка рассказывает грустную историю своего сиротства, а затем резко достает огурец и начинает его есть: «И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю… Кто мои родители, может, они не венчались… не знаю. (Достает из кармана огурец и ест.) Ничего не знаю.» Этот отрывок говорит, что герои Чехова сами не способны осознать свои проблемы и несчастья, они с радостью меняют темы, быстро переключаются. Их жизнь вовсе не драма и даже не комедия, а самый настоящий фарс.
Или вспомним момент, где во время беседы с Варей и Любовь Владимировной Гаев начинает разговаривать со шкафом, будто тот наделен способностью мыслить или думать: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости…» Чуть позже в этой же сцене Яша тянет хозяйке пилюли, чтобы та выпила, но их перехватывает Пищик и все выпивает сам без какой-либо причины. Эти примеры говорят о том, что герои Чехова не способны на серьезные размышления, они готовы говорить со шкафом, кричать нелепицы, лишь бы не разбираться с проблемами.
Почему Чехов считал «Вишневый сад» скорее фарсом, чем комедией или драмой? Причиной тому большинство персонажей, помешанных на себе и своих поступках. Они поверхностны. Лишь некоторые из них способны на что-то большое, именно они и создают элементы драмы, но большая часть героев лишь смешат читателей своей пустотой.