В произведениях классиков мы часто сталкиваемся с примерами «сложных» характеров, «высоких» идеалов, и неразрешимых душевных конфликтов, которые приводят, в большинстве своём, к серьёзным трагедиям и драмам. Так, и в романе Ивана Сергеевича Тургенева мы наблюдаем многогранного и интересного персонажа, заведомо обреченного на рушение его идеалов, абсолютное разочарование и моральный упадок. В его случае трагедия — это не смерть, а то, что все его убеждения и теории оказываются лишёнными смысла, а любовь — неразделенной.
Так, например, с первых минут знакомства мы понимаем, что Базаров живёт без сильных эмоций и радостей: он крайне практичный человек, медик и нигилист, практикующий и распространяющий простую теорию. Его замысел элементарен: нужно доказать людям, что в жизни нет места романтической и чувственной любви — это физиологическая потребность; нет красоты, нет смысла в поэзии, нет душевных терзаний и привязанностей. И во взвешенной аргументации Базаров был силен, ведь пока он что-то верил, он был готов отстаивать это до самого конца, чему способствовал незаурядный ум. И никто не мог его переубедить: не было на свете такого авторитета, к которому он бы прислушался, даже отец не был в силах растолковать сыну свое понимание жизненных ценностей. Так, вероятно, продолжалось бы до самой смерти героя, но его убеждения разбились в пух и прах, когда он прочувствовал на себе, что такое настоящие чувства. Встреча с Одинцовой заставила его осознать, что любовь есть. И из-за этого его захватили самые разные эмоции — раздражение на самого себя за слабость, отступление от привычного образа жизни, за желание увидеть, встретить, поговорить с ней; злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни и заставила выйти из привычной колеи. Евгений испытывает все что угодно, только не радость жизни: любовь его мучает, сводит с ума. Его рациональная и логичная натура не может отыскать объяснения происходящему, что заставляет его томиться и не находить себе места.
Кроме того, для Базарова, как нигилиста, не существовало понятия о важности культурного наследия и необходимости его сохранять и совершенствовать для будущих поколений. Он считал это абсолютным пережитком прошлого, которому пора исчезнуть, потому что его теория стояла на мысли о разрушении всего старого и привычного, на постройке нового, более практичного и близкого к идеалу. В своих спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров очень много говорил о бесполезности и скучности писателей и поэтов, об огромной пользе ученых. Он отрицал красоту человеческого бытия и души, мораль и все то, что не поддаётся логике. Он действительно пока не видит практической выгоды от духовных ценностей. Но постепенно Базаров взрослеет, раскрывается и прозревает. Он — невероятно сильная и незаурядная личность, способная противостоять мнению большинства, развивать свои мысли и идеи.
Евгений мог бы вести за собой таких же убежденных людей: отроков и юных идеалистов, если было бы только у него желание, но он всех глубоко презирает, а потому уважения никогда не заполучит. Противоречивость образа Базарова — лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этого человека — сила духа, которая не находит выхода, потому что за основу им взяты не самые верные убеждения. Он легко с помощью своего авторитета убеждает в нигилизме Аркадия, своего единственного друга, но тот разочаровывается даже раньше. А на всех окружающих его «единомышленников» вроде Кукшиной даже не стоит обращать внимания — они не до конца понимают, какие идеалы поддерживают, беспросветно глупы и, на самом деле, просто придерживаются модного течения, исключительно потому что Базаров невероятно харизматичен в умении убеждать и рассказывать.
Трагедия образа Базарова заключается в его неоднозначности, спорности и противоречивости. В нём сражаются два острых желания: отстраниться, оттолкнуть Одинцову, остаться наедине с собой и наконец вернуться к своему привычному состоянию без душевных мук и терзаний и желание любить и быть любимым.
В этом конфликт и огромная проблема: он предал все то, во что верил, влюбился, и осознал, что чувства его не взаимны. Он будто один во всем мире остался со своими необузданными эмоциями и не может найти им применения, потому что в их существование не верил никогда. Потому, умирая, он остаётся несчастен: молодой, полный сил и решимости, не решенных дел и различных планов, не вкусивший истинной любви и счастья.