Период творчества Александра Блока пришелся на непростое время для России. Это время общественно-исторических противоречий, в рамках которых любовная лирика Блока стала отдушиной для многих ценителей поэзии. Воображение и чувства читателей очаровала та легкость и непринужденность, с которой Блок воспевал это великое и светлое явление.
Формирование творческого потенциала Блока происходило под влияние российской классики. Критики утверждают, что в стихах Блока находится много родственного романтизму Жуковского. Именно на его примере Александр Блок учился особенно остро чувствовать природу, чувства и эмоции людей, а затем изливать их на бумаге.
Главной идеей Блока стало спасение человечества. Мир, пропитанный злобой и ненавистью, по мнению поэта, может спасти только одно — чистая и искренняя любовь. Именно это чувство способно вдохнуть в мир новое, светлое и прекрасное. Человек, испытавший счастье любви, находит успокоение и гармонию в мире, полном тревог и переживаний.
В жизни самого поэта имела место именно такая — чистая и искренняя — любовь. По воле судьбы даже имя избранницы Блока говорило само за себя — Любовь Менделеева несколько лет не отвечала поэт взаимностью, однако он не оставлял попыток добиться ее руки и сердца. И вот наконец наступает тот день, когда Блок должен вести свою возлюбленную под венец.
Любовь Блока к будущей супруге полна душевных переживаний. Он настолько счастлив, что, даже отправившись в путешествие по Европе, не может полноценно насладиться красотами природы — мысли поэта возвращаются к оставленной в России возлюбленной. Вместе с тем, Александр переживает, что по возвращении в Россию не сможет остаться рядом с любимой, что она откажется от брака.
Именно в этот период времени, одновременно самый счастливый и крайне тревожный, Блок пишет посвященное Любови стихотворение: «Если только она подойдет…». В этом чувственном лирическом произведении поэт показывает самые сокровенные переживания — он очень сильно боится упустить женщину, в которую без памяти влюблен. Блок словно молитву повторяет слова о том, что готов ждать возлюбленную вечность, только бы она была рядом. Однако в тумане влюбленности поэт старается мыслить рационально. Александр задается вопросом: чем же так очаровала его эта женщина?
Первая книга лирических стихотворений Блока получила название «Стихи о Прекрасной Даме» и была посвящена, конечно, его невесте. В каждом стихотворении Блок преклоняется перед возлюбленной, говорит о своих подлинных переживаниях и буквально дает читателю понять: для поэта нет большего счастья, чем испытывать великое чувство любви.
Лирический герой произведений Блока является отражением самого поэта — покорного раба Той, которая смогла пленить его сердце. Избранницу же Блок описывает, как призрачное видение, которое то появляется, то ускользает. Здесь прослеживается страх поэта потерять женщину, расположения которой он так долго добивался.
Несмотря на то, что Блок буквально боготворил свою жену, их браку не суждено было сложиться удачно. Любовь Менделеева не была по-настоящему духовно близка с поэтом и из легкости характера часто заводила романы на стороне. В этой ситуации Блок ведет себя подобно лирическому персонажу одного из своих произведений: он покорно принимает романы жены и раз за разом прощает ее.
Даже после рождения сына Любови от другого мужчины, Блок не испытывает негативных чувств к ней. Напротив, поэт восхищен образом матери и посвящает ей стихотворение «Всю жизнь ждала…», в котором раскрывает образ женщины-матери. Он продолжает по-своему любить супругу, хотя его произведения становятся все более тоскливыми.
В отношениях с супругой Блок был готов буквально на все: он, подобно рабу, прощал Любови все романы на стороне, принял ее ребенка, продолжал дарить им любовь и заботу. Однако в его душе зрели противоречивые чувства, ведь ребенок стал неприятным напоминанием о том, что супруга неверна ему, и у них никогда не будет той духовной близости, которой так жаждал поэт.
После расставания с Любовью Менделеевой Блок окончательно впал в уныние. Он больше не верил в любовь, поэтому заводил непродолжительные романы с женщинами, которые ничего для него не значили. В своих произведениях он называл их «Отравой — вслед другой отраве», что отражает его разбитое сердце, которое не суждено уже собрать воедино.