Особенности конфликта в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Ученые, изучающие творчество А.С. Грибоедова замечают, что уже с юности писатель имел богатые духовные интересы, на пятнадцатом году жизни обозначилась его способность к поэзии. Дух свободомыслия, свойственный произведениям автора, начинает формироваться еще в университете под влиянием сочинений А.Н. Радищева, Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина.

Чувство личного достоинства и неприязни к барской среде формируются и под влиянием французской просветительской философии. А.С. Грибоедов в зрелые годы поддерживает идеи декабристов. В 1824 году становится участником «Северного общества» в Петербурге. Он согласен с мыслью о необходимости свержения единоличной власти царя, устранения крепостного права, ратует за принятие конституции. Однако, не смотря на дружбу с декабристами, скептически относится к успеху военного переворота.

В 1824 году А.С. Грибоедов пишет комедию «Горе от ума» и показывает в ней столкновение передовых идей со старыми устоями. Для декабристов она становится обобщением их идей и чувств.

Молодой человек, А.А. Чацкий, приезжает в родные края после трехлетней разлуки с родными. Его влечет еще и чувство любви к Софье. После возвращения героя завязываются два конфликта: частный – любовный и общественный.

Любовный конфликт традиционен для комедии: Чацкий влюблен в Софью, Софья в Молчалина, Молчалин в Лизу, а Лиза в буфетчика Петрушу.

Общественный конфликт раскрывается через противопоставление двух поколений «века нынешнего» с «веком минувшим»: передовые взгляды Чацкого сталкиваются с застоявшимися, костными «фамусовского общества».

Любовный мотив сюжета подталкивает развитие общественного конфликта. Софья, разозленная Чацким, подливает масло в огонь, отвергая его ухаживания, его взгляды и объявляя сумасшедшим.

Чацкий – молодой человек из среды прогрессивно мыслящих людей. Он романтик в душе: верит в свою мечту о справедливом и передовом обществе и с жаром отстаивает ее. В рукописи его фамилия – «Чадский», от слова «чад», – намек на романтическую отуманенность героя. Он полон энергии, силы, желания действовать. Смел в своих суждениях и не боится общественного осуждения. Бескомпромиссность высказываний становиться причиной его гонения.

В Чацком видны черты декабристов: глубокая любовь к русскому народу (высмеивает преклонение перед заграничным), ненависть к крепостничеству, желание служить «делу, а не лицам», высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми устоями. Его воспринимают как злого насмешника и опасного человека.

«Фамусофское общество» представлено самим Фамусовым, Молчалиным, Софьей и второстепенными персонажами: Скалазубом, Загорецким, Репетиловым и др. Это общество

почитает чины, стремится к благополучию, используя связи и лесть, оценивает человека по общественному статусу, боится суда толпы и поэтому слепо подчиняется мнению «света»:

«Ах, Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!».

Взгляды Фамусова – непоколебимы. Они формировались всю жизнь на примере отцов, друзей, всего общества.

«Вот то-то, все вы гордецы!..
Учились бы на старших глядя».

Таковы порядки в этом обществе, закостенелые обычаи, вырваться из которых удается немногим.

Посмотрим на Софью. Она росла и воспитывалась рядом с Чацким. В детстве у них были хорошие дружеские отношения. Почему же она не поддерживает его сейчас?

Чацкому повезло. Он всегда имел тонкий и наблюдательный ум, умел колко подшутить над гостями Фамусова. Но все бы это завяло и заглохло, если бы он не вырвался из этой закостенелой обстановки. Он уехал и сохранил ясность мысли и зоркий ум.

Софья тоже умна и наблюдательно, но в то же время горда и своенравна, насмешлива и мстительна. Положительные качества ее характера были испорчены отцовским воспитанием и влиянием сентиментальных романов. Отличие ее от «фамусофского общества» в том, что ей безразлично мнение толпы:

«Да что мне до кого? До них? До всей вселены?»

Новаторство А.С. Грибоедова в том, что он отошел от рамок классицизма и сентиментализма. В его комедии присутствуют черты реализма: нет строгого деления герое на положительных и отрицательных. Тот же Фамусов – самодур, тиран и в то же время любящий отец; Софья – умна, прогрессивна, но не стремится к активной перемене жизни, ее устраивает и Молчалин; Чацкий – активный деятель и борец за правду, но в то же время «крикун», мечущий бисер перед свиньями.

Комедию А.С. Грибоедова многие литературные критики называют трагедией, «высокой комедией». Действительно, в ней сильны драматические и трагические элементы.

Трагичны судьбы Чацкого и Софьи. Они – представители нового поколения, но только Чацкий – пример активного деятеля, а Софья – пассивного. Оба они «отуманены» своими идеями: Чацкий – борьбой, Софья – сентиментальными романами. Воинственность и непримиримость Чацкого толкают его на путь отчуждения, отчаяния. Удел Софьи – вечное прозябание в бездействии.

А.С. Грибоедов в своей комедии поднимает острую социальную тему. Он с любовью и сочувствием относится к молодому поколению, понимая, что призывами на баррикады делу не помочь. Поэтому Чацкий одинок в своем искании. Путь борьбы через насилие не принесет счастья. Нужно избавиться от всего косного и сентиментального, от всего воинствующего и разрушающего. Только мирные преобразования в духе просвещения помогут России обрести новую силу.

Вставить свои 5 копеек