У Михаила Ломоносова большое количество произведений, которые были посвящены тем монархам, которые занимали престол. В своих одах поэт поднимал самые важные проблемы того времени. Все они Михаилом Ломоносовым написаны со всеми требованиями классицизма. В оде, посвященной восшествия Елизавете Петровне на престол, насчитывается 24 десятистишных стихотворных строф, где рифмовка повторяется. В первой и второй ломоносовской строфе содержится обращение к тишине, как это было принято в то время по правилам стихосложения. В этих же строках происходит и прославление красоты и величия природы, а также и самой императрицы. После этого автор переходит к тем делам, которые совершает императрица, прославляет их.
Но это длится лишь только до седьмой стихотворной строки, где на протяжении четырех строк поэт вспоминаети Петра Первого, восхищаясь его прекрасными и могущественными деяниями. Михаил Васильевич прославляет царя, как реформатора и как идеал самого лучшего и правильного русского монарха. О его смерти автор сожалеет и скорбит. С таким же чувством горести и утраты говорит автор оды и о смерти супруги Петра –Екатерины Первой.
Но уже в двенадцатой стихотворной строфе автор снова вспоминает Елизавету Петровну и начинает ее восхвалять, обязательно называя и перечисляя все ее заслуги. Но не забывает Михаил Ломоносов и восхититься богатством и красотой державы российской, ее необъятным полям и просторам. Поэтому-то поэт и призывает обратить на свою родину пристальное внимание и заняться разработкой природных богатств и это поможет развивать науки. Уже свою двадцать вторую стихотворную строфу поэт заканчивает обращением к своим землякам соотечественникам, стараясь убедить их в том, что обязательно нужно заниматься наукой. И вот уже в последней ломоносовской строфе звучит новое прославление Елизаветы Петровны, ведь время ее царствования — это мудрое и миролюбивое время для всей страны.
В своем стихотворном тексте поэт затрагивает огромное количество тем и проблем, поэтому по своему содержанию похож на поэму. Например, тема процветания его родной страны. Поэтому много строф в оде отводится Петру Первому, который для всех царственных особ должен быть образцом. Но при этом поэт рад тому, что нынешняя императрица ведет политику мира и развития просвещения, что, по мнению Михаила Ломоносова, должно и дальше развивать родное государство.
Одна картина оды сменяется другой: сначала это описание картины миры, а затем идет хвала Елизаветы Петровне, которая плавно переходит к восхвалению ее отца — Петра Великого. И для того чтобы создать его образ более полно и насыщенно, поэт вспоминает мифологию, сравнивая Петра с Нептуном и Марсом, которые смогли покорить войну и морские воды. И это помогло сделать Россию могущественной и сильной державой.
Но свой рассказ о великом Петре автор заканчивает на печальной и грустной ноте, повествуя о его трагической смерти. И вскоре начинается новая часть стихотворного сюжета. Теперь поэт опять переносится в современное ему время и надеется на то, что Елизавета продолжит дело своего отца, не будет забывать о развитии науки и стараться укреплять и развивать свое государство. Автор оды даже пытается выработать и те действия, которые она должна для этого совершить.
И Михаил Ломоносов начинает хвалить свою страну, ведь ему действительно есть чем гордиться. Так, страна Россия прекрасна и богата. В ней огромное количество природных богатств. И вот уже перед читателем автор показывает всю свою страну, которые простирается далеко, в ней есть моря и океаны, неизведанный Север и прекрасные горы Урала, невероятный Дальний восток и быстротечная река Амур. И поэт пытается доказать, что такое государство просто невозможно оставить непросвещенным и нельзя не развивать его дальше. Но чтобы можно было освоить такую страну, необходимо иметь огромное количество образованных и грамотных людей. Именно поэтому ломоносовская ода заканчивается неким гимном наукам, образованию и просвещению. Отсюда и такой торжественный пафос всего стихотворного сюжета произведения Михаила Ломоносова.
Художественные особенности сюжета Михаила Васильевича определяются его содержанием и, конечно же, жанром. В нем сохраняется устойчивая рифмовка, а также само произведение написано четырехстопным ямбом, в котором содержится десять строф. Автор использует огромное количество славянизмов, которые помогают ему создать патриотический и торжественный стиль. Использует поэт и обращения, а также огромное количество риторических восклицаний и вопросов. Метафоры и сравнения помогают сделать текст оды более насыщенным и красочным. Литературное наследие Михаила Ломоносова, а особенно его ода, посвященная императрице, занимает почетное место в литературе России.