Тема любви является одной из центральных тем в творчестве писателей и поэтов XIX века. Не стал исключением и Федор Иванович Тютчев, в творчестве которого можно встретить лирические произведения, посвященные женщинам, которые занимали важное место в жизни поэта. Так, стихотворение «Последняя любовь», написанное в 1852-1854 годах, относится к «денисьевскому циклу». Стихотворения, посвященные Елене Александровне Денисьевой, считаются по праву венцом любовной лирики Тютчева, ведь история трагической любви, отраженная в более чем пятнадцати стихотворениях, произошла в реальной жизни. Запретная любовь между взрослым поэтом и молодой ученицей Смольного института не могла не оставить следа в творчестве Тютчева.
В этой любви было все: и глубокая привязанность, и искренняя влюбленность, и чувство вины перед любимой женщиной, и трагическая развязка, которой стала ранняя смерть Денисьевой. Стихотворение «Последняя любовь» было написано поэтом уже в зрелом возрасте, именно поэтому вместо пылких и страстных признаний мы видим искренние нежные, добрые слова, которые говорят о привязанности и более бережном отношении поэта к любимой женщине.
В самом начале стихотворения «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней» лирический герой вместе с читателем удивляется этим новым чувствам, которые заполнили его сознание. Частица «О», которая встречается в стихотворении еще один раз придает возвышенную интонацию всему произведению, а многочисленные повторы: «Сияй, сияй, прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарование» придают особую музыкальность всему произведению. Таким образом, можно определить жанр стихотворения, как элегия —лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными вопросами человечества.
Тютчев является непревзойденным мастером пейзажной лирики, что нашло отражение и в стихотворении «Последняя любовь». Поэт показывает, как тесно связана природа с жизнью человека, сравнивая чувство любви со светом. Трагичность любви поэта и молодой девушки заключается в том, что это чувство скоротечно, заканчивается с наступлением темноты «прощальный свет Любви последней, зари вечерней». Последняя любовь по сути своей является безнадежной — наступает ночь, любовь заканчивается, но лирический герой не теряет силы духа «Но в сердце не скуднеет нежность…О ты, последняя любовь» Ты и блаженство и безнадежность». Действительно, великое счастье испытать благородное чувство взаимной нежной любви, то чувство, которое будет храниться в глубине души всю жизнь, которым не следует делиться «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней…».
В стихотворении «Последняя любовь» лексический повтор является основным художественным элементом, который помогает читателю уловить доверительную, исповедальную интонацию лирического героя. Он словно ведет диалог с невидимым собеседником «Сияй, сияй прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись очарованье». Для привлечения особого внимания собеседника, перед которым лирический герой раскрывает свою душу, автор использует один из художественных тропов — оксюморон «вечерний день», а так же говорит о том, что «безнадежность» любви может вызывать у него необычное чувство «блаженства». В данном случае использование оксюморона создает атмосферу внутреннего противоречия, которое терзает лирического героя.
Стихотворение «Последняя любовь» раскрывает перед читателем обреченность запретной любви, и в то же время учит не отчаиваться и принимать с благодарностью данное чувство. В произведениях Федора Ивановича Тютчева встречаются размышления философского характера на разные темы, но тема трагичной любви может по праву занимать одно из важнейших мест в творчестве поэта.