Отцу помогала его счастливая жизнерадостность, огромные силы и страстная потребность в знаниях.
Дочь В.Г. Короленко
Очерк «Парадокс», рассказ «Огоньки» и повесть «Слепой музыкант» являются одними из самых ярких по смысловому насыщению произведений. Однако проблематика каждого из них требует внимательного, вдумчивого прочтения. Например, если задуматься над тем: «Почему очерк носит название «Парадокс», — то понимаешь, что у каждого будет свой уникальный и неповторимый ответ.
Я думаю, что рассказ называется «Парадокс», потому что «феномен» верит в то, что каждый «человек создан для счастья, как птица для полета».
Согласитесь, такие слова очень странно слышать от человека без рук, которых у него не было с рождения. Он верит, что есть на свете счастье, удача. И это достижимо и реально даже для него. У него нет рук, но ему дана умная, способная мыслить голова. В противовес ему идет Матвей: герой, у которого имеются обе руки, но вот разумом его голова обделена.
«У тебя две руки, но твоя голова ничего не стоит»…
У Яна Залуского очень сложная жизнь — жизнь калеки. Но, несмотря на все трудности, он стремится к счастью, пытается добиться всего лично.
А если задуматься над смыслом миниатюрного рассказа «Огоньки», понимаешь, что во многом он перекликается со смыслом, заложенным в очерк «Парадокс».
Смысл рассказа «Огоньки» в том, что из любого, даже крайнего случая, есть выход: главное всегда верить в лучшее, надеяться на счастье, ожидать чего-то хорошего, а также, вне зависимости от жизненных обстоятельств, продолжать добавиться цели, стремиться к ее скорейшему достижению. А вот в повести «Слепой музыкант» мы видим продолжение темы очерка «Парадокс», но тема эта расширяется и расцветает. Петр — главный герой, имеет физические ограничения по зрению, но в музыке он обретает смысл своей жизни и понимает, что именно благодаря ей сможет быть полезным для общества. Читая повесть, мы понимаем, что слепой мальчик видит намного больше, чем зрячие люди: он прозрел духовно.
Так в чем же сила и значение произведений В.Г. Короленко?
Через все творения Короленко проходит вера в человека, бессмертие, вера в то, что такое качество человека, как благородство победит в любой ситуации.
В его произведениях люди стремятся к счастью. И стремление к счастью — не просто объединяющая линия произведений, но и общая проблема. В этих работах есть человек или несколько людей, которые хотят добиться того, что, по мнению некоторых, для них недостижимо в полной мере.
Короленко показал, что нельзя примиряться со сложившимися жизненными обстоятельствами, невзирая на их сложность преодоления. Надо добиваться заветной цели, нельзя оставлять все на самотек. В произведениях Владимира Галактионовича герои стремятся к счастью.
Остается только надеяться, что, прочитав их, люди поймут, что надо добиваться задуманного любым способом. У каждого писателя есть творения, которые, словно через призму, показывают все отличительные особенности его художественного метода.
Такими произведениям для В.Г. Короленко можно смело назвать повесть «Слепой музыкант» и очерк «Парадокс». Они соединяют на своих страницах реалистический показ действительности со всеми ее противоречиями, показывая необходимость неугасаемой веры в то, что грядет лучшее, более светлое для всех будущее. Крылатой фразой, лозунгом, зовущим в будущее, стали слова В.Г. Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полета»…
«Я думаю, что это было убеждением и самого В.Г. Короленко, направляющим в значительной степени и саму его деятельность, — вспоминал товарищ писателя по ссылке, деятель революционного движения С.П. Швецов.
– В это страстно он верил, к этому стремился всем силами своей души, за это боролся, во имя этого работал… Он говорил нам, своим современникам: «Помните, человек создан для счастья!» И мы, товарищи его молодости, это помним!»