- Как показано влияние чувств на творческий процесс поэта в стихотворении Б.Л. Пастернака «Красавица моя, вся стать…»?
- Какое художественное средство преобладает в стихотворении? Приведите примеры
Стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Красавица моя, вся стать…» было создано в 1931 году. В этом стихотворении, написанном уже в последние годы жизни, Борис Пастернак в очередной раз воплотил то понимание искусства, которое было у него с юности. Сила, воплощенная в страсти, в чувстве, заставляет действительность преображаться. В произведении искусства это преображение запечатлевается.
Автор показывает влияние чувств на творческий процесс поэта. Чтобы передать свои чувства, возникшие к женщине, Пастернак использует различные поэтические обороты. Эмоции, которые возникают в процессе жизни, влияют на творческий процесс, делают его более красочным и помогают создать уникальное произведение. Именно эта тема пронизывает все стихотворение:
«И в рифмах дышит та любовь,
Что тут с трудом выносится…»
Чувство любви раскрывается через восприятие себя и возлюбленной относительно пространства. «Мирок» влюбленных противопоставлен «мирам» эпохи и вместе с тем тесно связан с ними.
Для раскрытие полноценного образа чувств и любви, Пастернак использует массу средств выразительности, среди которых особо сильно выделяется метафора. Отчасти можно сказать, что именно на этом приеме построено всё стихотворение. Но поэт использует этот художественный троп не только для того, чтобы дать характеристику предмету, он передает через него свои чувства и эмоции, которые создают особое настроение стихотворения. Так Пастернак заканчивает стихотворение такими строками: «Тебе молился Поликлет. Твои законы изданы. Твои законы в далях лет, Ты мне знакома издавна.» Он придает величия женщине, красавице, о которой пишет. Он не просто так использует именно эти слова, они передают проникновенность поэта и его личную внутреннюю драму.
Почти наравне с метафорой Пастернак использует элегические отголоски («Да, ты опять мою жизнь согреешь, от смерти заставишь поникнуть…»), чтобы показать читателю свою надежду. Надежду на лучшее, веру в любовь и её целительные свойства.
Не забывает автор про олицетворение: «умирает рок», «входит разноголосица», «дышит любовь» — и про антитезу:
«А рифма не вторенье строк, а гардеробный номерок…».
Эти стилистические приемы более подробно, с разных сторон, раскрывают позицию автора, добавляя произведению яркости и художественности.
Таким образом, можно сказать, что своим стихотворением Пастернак хотел сказать, что женская красота пробуждает любовь, которую поэт должен выражать в возвышенной поэзии, потому что в настоящем, реальном мире, где господствует быт и приземленность, такая любовь «с трудом выносится». Законы красоты вечны.