Какую ценность представляют вещи? Именно над этим вопросом размышляет российская писательница Н.С. Литвинец в предложенном для анализа тексте.
Анна Вячеславовна нуждается в деньгах и вынуждена пригласить антиквара, чтобы продать ему что-нибудь из вещей. Хозяйка дома рассказывает о своей жизни и вспоминает любимого мужа Алёшу. А также говорит о книге стихов К. Симонова, на которой поэт оставляет трогательную надпись. Но ни за какую сумму отдавать она автограф не готова. «Что вы, что вы, — замахала руками Анна Вячеславовна, — это не продаётся». Из этих слов становится понятно, что героине очень дорога книга как память о любимом муже.
Совсем по-иному смотрит на автограф антиквар: «Молодой человек заинтересовался». Но важна для него лишь материальная ценность этого предмета, и он очень быстро производит расчеты: «Добавлю за это тысячу двести, всего будет шестнадцать с половиной». Как потом мы понимаем из текста, антиквар попросту крадет книгу, абсолютно не думая ни об этичности своего поступка, ни о чувствах Анны Вячеславовны.
Оба примера дополняют друг друга и раскрывают мотивы поведения как продавца вещей, так и покупателя. Героиня хочет продать только статуэтку. Тогда как антиквара интересует лишь то, что потом можно перепродать с большой для себя выгодой.
Позиция автора выражена однозначно. Описывая состояние героини, он говорит: «Её мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алёше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим». Итак, один и тот же предмет может быть дорог одному как память о родном человеке, а для другого быть лишь способом наживы.
Нельзя не согласиться с мнением писательницы о том, что каждый человек вкладывает что-то свое в каждый предмет, а зачастую не понимает его важности. Ведь вещь ценна порой не стоимостью, а теми воспоминаниями, что связаны с ней. Об этом же рассуждает Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…». Он пишет о пионерах, пришедших к матери погибшего на фронте солдата с просьбой отдать его письма в школьный музей. Получив отказ, они крадут их. Дети не понимают, что письма — это не только память о самом дорогом на свете человеке, но и возможность слышать его и видеть смысл в жизни: «…письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души…» Для школьников же это просто экспонаты для музея.
Итак, можно сделать вывод, что одна и та же вещь имеет разную ценность. На первый взгляд она может быть простой, старой. Но у человека могут быть связаны с ней тёплые воспоминания. И надо уважать чувства другого, а не думать лишь о выгоде, которую может принести тот или иной предмет.