Какого человека можно назвать по-настоящему свободным? Именно об этом рассуждает Максим Горький.
Автор рассказывает читателю о собственной тяге к познанию мира: Юноша, пытаясь разобраться в многогранности жизни, задаёт окружающим его людям «детские» вопросы, на которые не получает никакого внятного ответа: «Одни искренне не понимали меня; другое, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой». Кто-то дал «Историю философии» Льюиса…». Люди, сами никогда не исследовавшие происхождение мыслей, вещей, чувств, не могут ответить на вопросы, пропитанные сознанием, свежестью и чистотой человеческого разума. Ситуация получается неловкой: вроде бы взрослый человек, а объяснить что-то юноше не может. Что делать в такой ситуации, чтобы не выглядеть странно и глупо в глазах ребенка? Насмехаться над «детскими» вопросами и человеком, который их задает. А почему же так происходит? Потому что разум людей находится в оковах. Многие теряют стремление к постоянному познание мира. Поэтому с течением времени либо полностью перенимают точку зрения своего окружения, либо вовсе перестают искать ответы на все интересовавшие их ранее вопросы.
К счастью, не все люди «потеряли» любознательность. Например, Николай Захарович Васильев. Он ответил юноше так: «Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней…свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку… Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, все исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни…». Читатель понимает, что Васильев относится к категории людей «свободных» от «общественного и однообразного разума». Он нарочно не отвечает на вопросы молодого человека, как бы предоставляя возможность самостоятельно пройти увлекательное путешествие, в которое «зазывает» жизнь. По окончании пути автор сформирует свою позицию относительно многих вещей.
Примеры, приведенные выше, противопоставлены друг другу. Они показывают, что свободным человеком можно назвать того, кто не «погасил» свой пытливый ум. Люди, стремящиеся к самостоятельному развитию, живы душой и сердцем.
Позиция автора ясна: не нужно перенимать чужое отношение к миру: «живи своим умом!».
Не могу не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, люди, которые изучают все самостоятельно, намного пытливее и, как показывает практика, умнее тех, кто не хочет думать, разбираться в ситуациях и вопросах.
Моя бабушка очень любила рассказывать о своих открытиях. Конечно, это были всего лишь её домыслы о тех или иных темах, суждениях, словах. Но, боже! В её глазах царили свобода и любовь. Как же она обожала размышлять. На любые темы, всегда и везде. Думаю, именно поэтому она была свободной и счастливой. Нет сомнений, что с каждым годом люди все больше будут стремиться к познанию нового, неизведанного.