Природа в лирике А.С. Пушкина

В стихотворениях, романах и рассказах А.С. Пушкина тема природы занимает отдельное место. В начале творческого пути стихи писателя были пропитаны веянием классицизма, однако позже в них начинает проявляться сентиментализм и идеализация природы.

Например, в работе «Деревня» есть политический окрас. Стих даже попал в список свободолюбивых произведений петербургского периода. Здесь первая часть ознаменовывает бегство Пушкина к природе, а вторая — невежество, порожденное рабством и барскими обычаями. В стихе «Погасло дневное светило…» поэт изображает море, туман, «угрюмый океан». Пейзаж — фон для воспоминаний о годах «безумной любви».

В лирике А.С. Пушкина прослеживается элегия. В этом жанре написан стих «К морю». В нем есть стихия, а природа противопоставляется рабству. Так, примечательны строки «Прощай, свободная стихия!». В самом же прощании с морскими просторами поэт оставляет и романтизм, а если быть точнее, два его символа, — Байрон и Наполеон. Образ моря в этом стихотворении — друг.

В период позднего творчества поэт практически избегает эпитеты, а также переходит к реализму. Появляются и холодные зимние пейзажи. Так, из-под пера писателя выходят работа «Анчар», где пустыня оказывается «раскалена» зноем». Именно в поздний период своего творчества в работах Пушкина явно проглядываются новаторские методы в изображении природы. В стихотворениях этого времени появляются пейзажи разных типов: психологического, философского, социального. Психологический пейзаж присутствует в стихах «Осень» и «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

Тема природы присутствует во многих произведениях русских и зарубежных поэтах. В стихотворениях А.С. Пушкина прослеживаются его творческие периоды, есть место для сентиментализма и романтизма, а также заметен переход в поздних работах к реализму.

Вставить свои 5 копеек