Александр Солженицын на мой взгляд дал произведению Ахматовой совершенно некорректную и даже уничижительную оценку. Писатель сказал следующее: «Это была трагедия народа, а у вас — только трагедия матери и сына».
Для того, чтобы передать трагедию всего общества, не нужно расписывать сцены убийств, кровопролития нескольких семей. В «Реквиеме» действительно тема раскрывается через призму переживаний писательницы и ее сына. Однако при чтении у меня не возникло ощущения, словно горе коснулось исключительно их семьи. Страдающая мать, которая прилагает максимум усилий для спасения ребенка. Она понимает, что нет никаких шансов. У нее уже не осталось никакой поддержки: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.».
Героиня здесь становится именно собирательным образом русской женщины, что на протяжении веков сопровождали своих мужей и сыновей на эшафот. Она, как и все, хочет забыться и вычеркнуть из памяти эту боль: «Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить.»
Для каждой эпохи, особенно для XX столетия характерна такая вещь, как казнь или обвинение невинных личностей. И если в произведении трагедия несправедливости передается исключительно на примере одной семьи, то нельзя сказать, что это стирает боль народа. Так эмоции и детали передаются ярче, а сам читатель полностью чувствует происходящее.