Можно ли оправдать предательство?

«Иуда» — имя нарицательное, которое прочно ассоциируется с одним из главных предателей. Большинство людей используют выражения «иудин поцелуй, «тридцать серебренников» исключительно в негативном свете, даже если и не имеют отношения к христианству и не знают о Священном Писании. Современные писатели, вопреки ожиданиям, все чаще демонстрируют образ в более широком контексте. Например, в повести «Иуда Искариот» читатель может заметить, что историческое предательство автор Л. Андреев соотносит с афоризмом «цель оправдывает средства».

Что известно о главном герое? Если обратиться за дополнительной информацией к Библии, то Иуда — один из апостолов, исполнявший обязанности казначея. Со временем он решил предать учителя за тридцать серебренников. В повести мужчина предстает в привычном образе опального апостола. Теперь это алчный и расчетливый герой, у которого совершенно очерствела душа. Напоминая безжизненную груду камней, апостол влачит существование, заботясь исключительно о материальных благах, что противоречит всей идее христианства.

Иуда неприятен внешне для окружающих, ведь обладает отталкивающей внешностью и чрезмерно скверным характером. Герой регулярно лжет, оказывается по собственной вине в эпицентре конфликтов и споров, однако выходит «сухим из воды», не получая должного наказания. Писатель подмечает, что деньги апостол своровал на хлеб блуднице. Также в контексте Искандер подчеркивает тот факт, что учитель любил Иуду, хотя прекрасно знал о грядущем предательстве.

Итак, возможно ли в данном случае оправдать ситуацию? Кто-то действительно скажет, что предательство оказалось неизбежно и Господь был предупрежден о нем заранее. Даже замечание писателя об ужасном душевном холоде, преследующем Иуду в момент казни Христа, не кажется читателю достаточной карой. Герой решается на грех, зная о последствиях, совершенно точно понимая, к чему может привести такой расклад событий. Все в городе и даже стране были оповещены, что стража ищет Христа. В то время едва ли это означало, что они хотят вознаградить его. Герой поступил подло, выбрав деньги, а не жизнь.

Искандер подмечает, что поступок Иуды — предательство во имя предназначения и грядущего мира, в то время как остальные апостолы не пытались спасти Христа из-за трусости. Но стоит вспомнить тот факт, как после распятия апостолы пришли к гробу, а предатель совершил самоубийство, так и не потратив полученные тридцать серебренников.

И хотя в повести автор пытается объяснить причину произошедшего через призму афоризма «цель оправдывает средства», однако попытка во многом оказывается неуспешной. Можно только предположить, что жизнь одного стоит жизней других, однако нигде не упоминалось, что при отсутствии распятия погибнут все живые. 

Вставить свои 5 копеек