Мой дом — моя крепость?

В народе бытует поговорка: мой дом — моя крепость. В моём понимании она означает: мой дом (комната, квартира) защитит меня от внешних раздражителей, а также скроет происходящее внутри от посторонних глаз. Значит, можно во-первых не интересоваться происходящим снаружи, а во вторых — позволять себе всё, что угодно, внутри. Однако я в корне не согласна с данным утверждением, и сейчас объясню свою точку зрения.

Во-первых, человек — существо биосоциальное, а значит, ему не следует избегать общения с другими людьми. Во-вторых, всё тайное, как известно, всегда становится явным. Ни один тиран не может творить произвола так незаметно и искусно, чтобы хотя бы соседи не заметили неладного. Как бы ни старался человек отгородиться от социума, информация из него всё равно будет попадать в квартиру, и наоборот.

В качестве первого примера я хотела бы вспомнить стихотворение Иосифа Бродского «Не выходи из комнаты». Бродский писал: «Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса» — но разве не читается в этих словах ирония по отношению к сказанному? Сам автор считает невозможным и неправильным самоизоляцию от социума. «Слейся лицом с обоями» — Иосиф Бродский хотел сказать, что человек, прекращая общение с людьми, сам прекращает быть человеком; он становится чем-то вроде предмета мебели, ведь по отношению к другим людям он не испытывает ничего, кроме безразличия. Поэтому многими годами позже Владимиром Котляровым было написано стихотворение «Выйди из комнаты» — своеобразный ответ Бродскому, в котором современный поэт и музыкант призывает «выбить ногой дверь» и идти общаться, помогать другим людям.

Однако, как я уже упоминала вначале сочинения, у поговорки «мой дом — моя крепость» есть и вторая сторона — сторона сокрытия от мира происходящего внутри дома. Пример такой ситуации мы видим в драме «Гроза» Александра Николаевича Островского. С чужими людьми Кабаниха ведёт себя порядочно, и в Калинове все считают её хорошей женщиной. Однако дома Кабаниха всячески унижает невестку Катерину, помыкает сыном Тихоном, словом — ведёт себя как совершенно невыносимый человек. И, как замечает Островский, такое двуличие свойственно не только Кабановой — весь Калинов живёт так, скрывая за створками окон страшные ситуации. Автор ужасается этому, и заставляет нас, читателей, ужаснуться вместе с ним.

В заключение мне хотелось бы сказать, что народные мудрости, какими бы древними они ни были, не всегда верны. Одни из них, возможно, изначально имевшие иронический смысл, могут толковаться современными людьми неправильно. В связи с этим порой эти замечания могут быть ошибочными, как мы только что подтвердили на примере выражения «Мой дом — моя крепость».

Вставить свои 5 копеек