В своё время, да и, думаю, сейчас, авторы имели привычку нарекать человеческим лицом или характеристиками природные явления. Сколько было написано стихов, через природу которых передавалось настроение поэта? А сколько было произведений, толкающих на неоднозначные думы и размышления?
Нарекать природу человеческим обликом — поступок не столько дерзкий, сколько безумный. Не каждому под силу грамотно передать душевное состояние человека через страшную грозу или тёплое солнышко. Но всё же, писатели не из тех людей, которые боятся рисковать, пробовать и учиться на своих ошибках. Благодаря их талантливой руке огромное количество природных явлений обрели своё символическое звучание в литературе.
Одним из самых ярких таких произведений стало «Слово о полку Игореве» — летопись, не имеющая рядом с собой в одной строке чьих-то инициалов. Ещё наши давние предки начали практиковать передавать образы природных явлений, благодаря которым они в дальнейшем не то, что обрели, а закрепили свою символичность.
Князь Игорь жаждал славы, а потому и без всякого разрешения отправился со своим полком в военный поход. Но природа была достаточно милостивой и заботливой, чтобы предупредить их: тучи, затмение солнца и кровавые зори — они все сообщали о предстоящей опасности и крахе этого военного похода, но Игорь со своим полком закрывали на это глаза. А может, даже и не замечали. Последняя кровавая зоря на поле боя стала символом позорного проигрыша русских войск, за которым следовало пленение князя. Это было самое, что ни на есть настоящее, поражение.
Образ грозы в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — образ смерти и судьи. Ещё в самом начале своего произведения автор упоминает излишнюю суеверность простого купеческого народа. Для них каждый приход грозы — катастрофа или предвестник того, что она скоро произойдёт. Так и для нашей главной героини, набожной Катерины, она, точно расколов её совесть своей стихией, стала погибелью. Катерина всегда до ужаса боялась грозы и несчастий, которые она могла принести с собой, так что в самый решающий момент её жизни, когда перед ней стоял выбор между правдой и ложью, гроза стала для неё судьёй. Услышав омрачающее предсказание старой старухи о том, что кого-то эта гроза погубит, для кого-то станет последней, Катерина упала на колени, крича, что это будет она. Девушка созналась в измене мужу и свекрови. Таким образом, гроза в данном произведении стала символом раскаяния в своём грехе и надвигающейся смерти.
Множество явлений природы в литературе обрели своё символическое звучание. Думаю, двух аргументов даже мало, ведь существует куда больше произведений, точно так же раскрывающих данную тему. Любое природное явление в руках опытного писателя может обрести свой личный символический образ.