Можно ли утверждать, что вера в судьбу отрицает личную ответственность?

Что такое судьба? Этим вопросом человечество задавалось многие века. На мой взгляд, это некий заранее заготовленный гипотетический сценарий, предопределяющий человеческий жизненный путь. Одни люди верят в судьбу, другие — нет. Нередко две эти категории людей враждуют, и представитель второго типа обвиняют представителей первого в том, что они, веруя в судьбу, предопределение, предназначение, отрицают личную ответственность каждого человека. Так ли это на самом деле? Я считаю, что всё же это обвинение имеет смысл.

Человек, уверенный, что его жизнь и его смерть заранее определены, не может при этом верить, что что-то в этом сценарии зависит от его воли. Скорее всего, в любой ситуации он будет сваливать свою вину на злосчастную судьбу, которая никак не могла быть изменена им самим. Но это ещё половина беды: вторая заключается в том, что человек будет уверен, что смерть и другие важные события в его жизни заранее «запрограммированы», а значит, он волен делать всё, что вздумается — до назначенного срока всё равно ничего не произойдёт. Разумеется, ни к чему хорошему эта позиция не приведёт.

В качестве первого примера я хочу привести, пожалуй, самое известное произведение русской литературы о судьбе. Глава «Фаталист» романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» рассказывает нам о трагической гибели игрока-офицера Вулича. За несколько часов до этого у него с главным героем романа, Георгием Печориным, произошёл интересный эпизод. Вулич предложил кому-нибудь поддержать спор о том, что он останется жив, если выстрелит себе в голову. Он был настолько уверен в своей судьбе, что рискнул жизнью, не задумываясь о последствиях. К счастью, произошла осечка, и Вулич выиграл спор, но спустя всего пару часов его убил пьяный казак. Это будто бы служило доказательством существования судьбы; никто даже не задумался, насколько сильно это событие было виной самого Вулича. Неловкость на протяжении всего мгновения стоила ему жизни. Однако для нас всё же более показателен эпизод со спором, ведь в нём безответственность фаталиста Вулича увидеть легче всего.

В качестве второго примера я хотела бы вспомнить Германа, героя повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама». С момента, когда графиня назначила ему заветные три карты, Герман стал буквально одержим мечтою о том, как пророчество наконец сбудется. Вместо того чтобы учиться, служить и строить совместную жизнь с возлюбленной, он уповает на судьбу. Это показывает отсутствие личной ответственности в нём. Когда же предзнаменование оказалось ложным, мужчина, так веривший в свою счастливую звезду, сходит с ума от отчаяния. Этот эпизод показывает нам, что излишнее доверие судьбе может даже навредить человеку.

Оба этих аргумента подтверждают моё суждение о том, что вера в судьбу отрицает личную ответственность. Но ведь это означает, что человек перестаёт отвечать за свои поступки, а это, в свою очередь, не может привести ни к чему хорошему. Именно поэтому я считаю, что вера в судьбу — глупое суеверие, которое должно уступить место более рациональным качествам.

Вставить свои 5 копеек