Какие уроки можно извлечь из поражения?

Поражение — это синоним проигрыша, неудачи в какой-то ситуации. Сразу стоит отметить, что это касается не только военных дел или спортивных соревнований, как принято обычно считать. Но даже просто в личной жизни, творческом конкурсе или обычной денежной лотерее. В любом случае, восторгов и положительных эмоций поражение ни у кого не вызывает. И самое главное в такой ситуации: извлечь верный урок, чтобы можно было принять решение по дальнейшей собственной жизни.

Тема «поражения» достаточно часто используется в литературе. И каждый писатель раскрывает ее по-разному. За пример можно взять два произведения из «золотого века русской литературы» М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума».

В «Бородино» достаточно четко продемонстрировано, что русские воины, даже после многочисленных неудач и сильное недовольство военным руководством на боевом поприще (какие принимаются решения, что приходится отступать и так далее), нашли в себе силы защитить Родину, не опозорив свою честь. Да, из-за некоторых решений погибло очень много солдат и офицеров. Да, это битва не положила конец всей войне. Но и русских воинов после Бородинской битвы ни один враг не называл трусами, которые бегут с поля боя, стоит только обстановке чуть усложниться. Здесь Лермонтов ясно показал и прописал урок: «Найди в себе силы после поражения двигаться вперед. Даже если это очень трудно, больно и обидно».

В произведении «Дума» Михаил Юрьевич указал строго противоположный урок, который можно извлечь из поражения. И, к большому сожалению, очень многие люди его используют в своей жизни. Пусть даже неосознанно. Суть данного урока очень проста и гласит: «Ты можешь ничего не делать после полученного поражения. Просто живи». Другими словами, после неудачи в каком-то деле «слиться» с толпой и ничем не выделяться, забыв про свои чаяния и мечты. Стоит отметить, что данный вариант также подразумевает полный отказ от борьбы за что-то дорогое человеку. Это видно по строчкам: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом… Перед опасностью позорно малодушны и перед властию — презренные рабы».

Такие два противоположных по своей сути урока можно увидеть в этих произведениях великого поэта. И хочется спросить: а какой урок выберут современные люди — движение вперед, несмотря ни на что, или сливание с толпой, забвение своих надежд и мечтаний?

Вставить свои 5 копеек