Роль литературы в современном мире: «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты»

Вопросы социальной государственности, ее модели и формы интересуют исследователь из различных областей: политология, юриспруденция, история. Понятие социальной государственности оформилось не сразу, равно как и не сразу оформлялись принципы и механизмы социального государства. Это связано с тем, что идея эволюционировала вместе с обществом, трансформировалась под его запросы и способности. Для интерпретации и исследования развития социального государства необходимо и дать понятия данному термину. Итак, социальное государство — модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Иными словами, это фактор, определяющий взаимоотношения личности, общества и государства.

Социальное государство — это неотъемлемая часть развития каждого демократического государства. Это особая политическая система, ориентированная на перераспределение благ в обществе. Среди актуальных примеров политики социального государства — специальные программы, ориентированные на повышение качества и уровня жизни граждан. Чаще всего государственная социальная программа призвана удовлетворять не больше часть общества — социально незащищенных групп. Это важно отметить, так как государственная социальная незащищенность включает не только пенсионный возраст, инвалидность, но также и иные формы гражданской или индивидуальной неполноценности.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Социальное государство — справедливость, которая появилась из концепции справедливости, заложенной и разработанной Томасом Гоббсом, Монтескью, Локком и другими. Начало современной дискуссии о справедливости было положено в прошлом веке в работах американского философа Роулза. В основе идея данного учёного лежала классическая идея общественного договора, разработанная ранее Руссо и Локком. Это была одна из первых попыток формулирования и описания принципов справедливости, лежащих в основе каждого социального государства. Современные философы отражают, интерпретируют принципы справедливости, основные нормативные результаты, которые были достигнуты западными представителями за последние триста лет.

Идея социальной государственности ещё в древности, было интерпретирована Аристотеля и Платона. Данные философы говорил о необходимости помогать обездоленным и незащищенным слоям населения. Причём они предполагали, что данная помощь должна исходить исключительно от государства и небольших частных организаций. Расцвет концепции пришелся на XIX-XXвв, века утопистов. Именно в этот период зарождается идея сущности государства Маркса, предполагающая наличие социальных регуляторов развития государственности. Впервые государство стало выступать в новом качестве, обладать определёнными социальными характеристиками. Среди первых лиц, обративших внимание на данный факт, стали учёные из Германии. Ю. Оффнер, Ф. Науманн, А. Вагнер стояли у истоков развития социального государства в XIX веке. В 1850 году было введено понятие социального государства в науку.

Рассуждать о развитии идеи социального государства нельзя без упоминания Отто Фон Бисмарка. Отто фон Бисмарк, первый канцлер Германии, создавал современное социальное государство, опираясь на традицию программ социального обеспечения Пруссии и Саксонии, начавшуюся еще в 1840-х годах. Политический деятель делал «ставки» на бизнес и экономику, заручался поддержкой частных фирм. Бисмарк ввел пенсии по старости, страхование от несчастных случаев и медицинское обслуживание, которые легли в основу современного европейского социального государства. Его патерналистские программы получили поддержку немецкой промышленности. Это было связано с тем, что его программа была направлена на получение поддержки рабочего класса Германской империи, уменьшение оттока иммигрантов в Соединенные Штаты, где заработная плата была выше, но не существовало социального обеспечения.

Соединенное Королевство, как современное государство всеобщего благосостояния, начало формироваться после либеральных реформ социального обеспечения 1906–1914 годов под руководством премьер-министра либералов Герберта Асквита. К ним относятся принятие «Закона о пенсиях» в 1908 году, введение бесплатного школьного питания в 1909 году, «Закона о трудовых обменах» 1909 года, «Закона о развитии» 1909 года, который ознаменовал более активное вмешательство правительства в экономическое развитие, введение системы государственного страхования. Закон 1911 года об учреждении национального страхового взноса для выплаты пособий по безработице и медицинского страхования от работы.

Влияние на развитие идей социального государства оказали не только политические деятели стран Европы, но также США. Хотя Соединенные Штаты значительно отставали от европейских стран в проведении конкретной политики социального обеспечения, самое раннее и наиболее полное философское обоснование социального государства было представлено американским социологом Лестером Фрэнком Уордом (1841–1913 гг.). Историк Генри Стил Коммаджер назвал Уорда «отцом современного социального государства». Реформы, подобные тем, которые были инициированы Бисмарком в Германии, были интерпретированы Гербертом Спенсером, который утверждал, что забота о бедных и непригодных просто позволит им воспроизводить и замедлять социальный прогресс. Уорд намеревался систематически опровергать аргументы Спенсера, которые, по его мнению, задерживают и парализуют прогрессивные действия правительства. Центральным в теориях Уорда была его вера в то, что универсальная и всеобъемлющая система образования необходима для успешного функционирования демократического правительства. Труды Уорда оказали глубокое влияние на молодое поколение прогрессивных мыслителей и политиков, чья работа достигла высшей точки в политике социального государства «Новый курс» президента Франклина Д. Рузвельта 1930-х годов.

Система социального обеспечения в Соединенных Штатах зародилась в 1930-х годах, во время Великой депрессии. После принятия закона о Великом обществе 1960-х годов впервые человек, не являющийся пожилым человеком или инвалидом, мог получать от федерального правительства помощь в случае необходимости. Помощь могла включать общие социальные выплаты, медицинское обслуживание по программе Medicaid, продовольственные талоны, специальные выплаты для беременных женщин и молодых матерей, а также федеральные и государственные жилищные пособия. В 1968 г. женщина, получающая социальную помощь, возглавляла 4,1% семей; к 1980 году процент увеличился до 10%. В 1970-х годах Калифорния была штатом США с самой щедрой системой социального обеспечения. Федеральное правительство оплачивало практически все расходы на талоны на питание. Важно также отметить и то, что в 2008 году 28,7 процента домохозяйств, возглавляемых одинокими женщинами, считались бедными.

Современные программы социального обеспечения отличались от предыдущих схем помощи бедным из-за их относительно универсального охвата. Особенно большое влияние оказало развитие социального страхования в Германии при Бисмарке. Некоторые схемы были в основном основаны на развитии автономного взаимного предоставления льгот. Другие были основаны на государственном обеспечении. Однако этот термин применялся не ко всем государствам, предлагающим социальную защиту. Социолог Т. Маршалл определил социальное государство как отличительную комбинацию демократии, благосостояния и капитализма. Примерами первых подобных государств в современном мире являются Германия, все страны Северной Европы, Нидерланды, Уругвай, Новая Зеландия и Великобритания в 1930-е годы.

Современные социальные государства включают страны Северной Европы, такие как Исландия, Швеция, Норвегия, Дания и Финляндия, которые используют систему, известную как скандинавская модель. Социальное государство предполагает перевод средств от государства на предоставляемые услуги (например, здравоохранение, образование и жилье), а также напрямую отдельным лицам. Государство финансируется за счет перераспределительного налогообложения и часто упоминается как тип «смешанной экономики».
По словам политолога Эспинг-Андерсена, существует три способа организации социального государства вместо двух. Эспинг-Андерсен построил типологию режима, признающую идейную важность и мощь трех доминирующих политических движений XX века в Западной Европе и Северной Америке: социал-демократия, христианская демократия и либерализм. Идеальное социал-демократическое государство основано на принципе универсализма, предоставлет доступ к благам и услугам на основе гражданства. Такое государство обеспечивает относительно высокую степень автономии, ограничивает или полностью ликвидирует зависимость от семьи и рынка. В этом контексте социальная политика воспринимается как «политика против рынка». Примеры социал-демократических государств —
Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия и Швеция.

Христианско-демократические государства основаны на принципе субсидиарности и доминирования схем социального страхования, предлагают средний уровень декомодификации и высокую степень социальной стратификации. Примеры включают Австрию, Бельгию, Францию, Германию, Испанию и Италию. Либеральный режим основан на понятии доминирования на рынке и частного обеспечения. В идеале государство только вмешивается в борьбу с бедностью и удовлетворяет основные потребности. Примеры либерального социального государства — Австралия, Канада, Япония, Швейцария и США.

Американское социальное государство было создано для устранения недостатков рынка. В отличие от государства, построенного на фундаменте социал-демократии, оно не предназначалось для содействия перераспределению политической власти от капитала к труду. Американское государство также не выступало посредником в классовой борьбе. Перераспределение доходов с помощью таких программ, как налоговый кредит на заработанный доход (EITC), защищалось на том основании, что рынок не может предоставлять товары и услуги повсеместно, в то время как интервенции, выходящие за рамки трансфертов, оправдываются наличием несовершенной информации, несовершенной конкуренции.
В отличие от Европы, христианские демократические и социал-демократические теории не сыграли важной роли в формировании политики благосостояния в Соединенных Штатах. Правовые программы в США практически не существовали до прихода к власти Франклина Делано Рузвельта и реализации программ «Нового курса» в ответ на Великую депрессию. Между 1932 и 1981 годами современный американский либерализм доминировал в экономической политике США, и права на пособия росли вместе с богатством американского среднего класса.

Реформа социального обеспечения связана с улучшением того, как нация помогает гражданам, живущим в бедности. В Соединенных Штатах этот термин использовался, чтобы заставить Конгресс принять Закон о личной ответственности и возможностях работы, который еще больше сократил помощь бедным, чтобы сократить расходы государственного дефицита без чеканки денег. Социальные программы в США — это социальные субсидии, предназначенные для удовлетворения потребностей населения США. Предложения по федеральным программам начались с «Нового национализма» Теодора Рузвельта и расширились «Новой свободой» Вудро Вильсона, «Новым курсом» Франклина Д. Рузвельта, «Новыми рубежами» Джона Ф. Кеннеди и «Великим обществом» Линдона Б. Джонсона.

До Закона о реформе социального обеспечения 1996 года социальная помощь «когда-то считалась бессрочным правом», но реформа социального обеспечения превратила ее «в конечную программу, созданную для предоставления краткосрочной денежной помощи и быстрого поиска работы». До реформы федеральное правительство предоставляло штатам «неограниченные» деньги, увеличивая их в рамках 60-летней программы помощи семьям с детьми-иждивенцами (AFDC). Это не дало штатам стимула направлять средства социального обеспечения наиболее нуждающимся получателям или побуждать людей отказываться от социальных пособий (штат потерял федеральные деньги, когда кто-то покинул систему).

В 1996 году при администрации Билла Клинтона Конгресс принял Закон о согласовании личной ответственности и возможностей работы, который дал больше контроля над системой социального обеспечения штатам, хотя есть основные требования, которым штаты должны соответствовать в отношении социальных услуг. Тем не менее, большинство штатов предлагают базовую помощь, такую как здравоохранение, талоны на питание, помощь по уходу за детьми, безработицу, денежную помощь и помощь с жильем. После реформ, которые, по словам президента Клинтона, «положат конец благосостоянию в том виде, в каком мы его знаем», федеральное правительство выделяло суммы по фиксированной ставке на штат в зависимости от численности населения.

Каждый штат должен соответствовать определенным критериям, чтобы гарантировать, что получатели будут поощряться за счет социальных пособий. Новая программа, получившая название «Временная помощь нуждающимся семьям» (TANF), была официально учреждена в 1997 году. Она побуждает штаты требовать определенного рода поиск работы в обмен на предоставление средств отдельным лицам и устанавливает пятилетний пожизненный лимит на денежную помощь. Законопроект ограничивает социальное обеспечение большинства легальных иммигрантов и увеличивает финансовую помощь по уходу за детьми. Федеральное правительство также поддерживает чрезвычайный фонд TANF в размере 2 миллиардов долларов для помощи штатам, в которых может расти безработица.

После этих изменений миллионы людей вышли из списков социальных пособий (общее падение на 60%), занятость выросла, а уровень детской бедности снизился. Исследование Бюджетного управления Конгресса 2007 года показало, что доходы пострадавших семей выросли на 35%. Реформы получили «широкие аплодисменты» после «ожесточенного протеста». «Таймс» назвала реформу «одним из немногих бесспорных триумфов американского правительства за последние 20 лет. »

Критики реформ иногда указывают на то, что массовое сокращение числа людей в списках социального обеспечения в 1990-е годы не было связано с ростом реальной оплачиваемой занятости среди этого населения, а, скорее, было вызвано почти исключительно тем, что они были вынуждены работать. Конец 1990-х также считался необычно сильным экономическим временем, и критики выражали озабоченность по поводу того, что произойдет в период экономического спада.

Таким образом, социальное государство — это «концепция правительства, в которой государство играет ключевую роль в защите и продвижении экономического и социального благополучия своих граждан. Он основан на принципах равенства возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности для тех, кто не может воспользоваться минимальными условиями для хорошей жизни. Общий термин может охватывать множество форм экономической и социальной организации».

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.