Детство в литературе 19 века

«Пройдет младенчество, и вскоре бедствий бремя. С летами удалит все счастье жизни сей…»
– Г. Хованский

Дети – цветы жизни, следовательно, детство должно быть похоже на прекрасную пору, в которой расцветает личность. Однако детство не всегда становится радужным, ведь для кого-то это настоящий кошмар, сплошь тяжелые воспоминания. На примере двух произведений отечественных писателей можно отчетливо увидеть разницу в детских воспоминаниях и влиянии детства на личность.

Первая работа – «Черная курица», написанная Антонио Погорельским. В его повести главным героем становится мальчик лет десяти по имени Алеша. Это хороший и открытый для общения человек, способный искренне переживать и сочувствовать. В силу обстоятельств, а именно занятости или даже незаинтересованности родителей, он остается в пансионе один. Пока другие дети весело проводят время на каникулах со своими родными, Алеша вынужден искать хотя бы какого-то друга. Последним становится курочка, получившая из-за своего цвета кличку «Чернушка». Чернушка чуть не попала в суп, от чего ее спасает мальчик, здесь происходит как бы подтверждение дружбы между героями. Автор демонстрирует, что дальнейший поступок курицы – знакомство Алеши и подземелья – обоснован, является благодарностью.

К сожалению, мальчик оказался не готов к такой тайне. Со временем он становится более эгоистичным и жестоким. Это осознание того, что он исключение, только ему доступна тайна, портит героя. Однако когда из-за этого начинает страдать Чернушка, мальчик словно просыпается, начинает исправляться. В итоге он становится послушным и добрым ребенком, для которого путешествие в волшебное подземелье не только урок на всю жизнь, но и приятное воспоминание о необычной дружбе.

Своеобразным антагонистом здесь можно сделать Ваньку из одноименного произведения Антона Павловича Чехова. Это мальчик с несчастной судьбой, которую рекомендуется изучать всем поколениям. Однако, на мой субъективный взгляд, это взрослая литература, поднимающая сразу несколько важных проблем. Во-первых, это пренебрежительное отношение даже к чужому ребенку. Во-вторых, несчастное детство и игнорирование самой простой потребности у малышей – необходимость чувствовать себя нужным, счастливым. В-третьих, сам факт наличия несчастных детей. Такие дети как Ванечка, пережившие боль душевную в детстве, могут чувствовать себя одинокими всю жизнь, ведь у них не будет уверенности в собственной значимости.

Таим образом, опираясь на высказывание Г. Хованского, можно сделать вывод, что всему свое время. Дети должны быть счастливыми, что напрямую зависит от поведения взрослых. Беззаботное младенчество и отрочество обязательно сменятся тяжелым бременем ответственности в будущем, но не стоит пытаться ускорять процесс взросления, ведь это способно покалечить ребенка и его душу.

Вставить свои 5 копеек