Мы живем в обществе, где существуют веками принятые традиции и установки, одной из которых является семья. Семья – основной двигатель дальнейшего развития человечества. А какое развитие может существовать без правильного воспитания детей внутри семьи? Это важный атрибут взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Я считаю, что правильное воспитание – это не просто минимальная забота о ребенке и предоставление ему крова, пропитания и всяческих материальных благ. Это целый комплекс действий взрослого по отношению к детям, куда входят развитие личностных особенностей ребенка, раскрытие его внутреннего мира, прививание ему важнейших духовных ценностей и качеств. Сюда же входят обязательное наличие доверия и уважение к ребенку как к отдельной личности. Именно посредством правильного воспитания можно вырастить нового, достойного члена общества, который послужит на благо себе и окружающему миру.
Тему правильного воспитания поднимали многие отечественные писатели в художественных произведениях. Одни писали о том, как нельзя воспитывать детей, другие же описывали примеры достойного воспитания. Пример неправильного отношения взрослых к детям показан в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова выбрала неправильную модель воспитания по отношению к сыну.
Не давая Митрофану развиваться самостоятельно, воспитываю в нем личность, она руководила каждым его решением. Кроме того, чрезмерно опекая сына, госпожа Простакова забыла вложить в него ценные духовные качества: доброту, стремление к познанию, уважение к чужим жизням. Митрофан вырос не только слабовольным и бесхарактерным, но и эгоистичным юношей.
Совершенно другой тип воспитания можно встретить на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В доме Ростовых старшие члены семьи умеют правильно воспитывать младших. Они дарят детям ласку, заботу, доверие и уважение, вместе с этим не забывают позаботиться и о том, чтобы дети учились принимать решения самостоятельно, «строить» свою личность.
Ростовы также не забыли привить детям правильные ценности: заботу о семье, любовь и дружбу, доброту и сострадание. Толстой показал пример правильного воспитания, в чем читатель может убедиться в финале произведения, где уже взрослые дети стали достойными членами общества.
Правильное воспитание – это не назидание и не гиперопека, а забота и любовь с полным пониманием того, что ребенок сам по себе личность, которую следует развивать и «насыщать» полезными знаниями.