Наверное, каждый рано или поздно задумывается о том, что ожидает его, когда «смерть будет совсем близко». Некоторые с тревогой, страхом думают о смерти. Другие будто сами приближают момент смерти, «играя с жизнью». А остальные ожидают его с необычным спокойствием, понимая, что ничего страшного не случится, просто человек перейдет из одного мира в другой, где, может быть, будет лучше, чем на Земле.
На долю Анны Ахматовой выпали очень страшные годы: Октябрьская и Февральская революции, Гражданская и Великая Отечественная войны — да и сама судьба поэтессы преподнесла ей много «сюрпризов», которые выдержит не всякий расстрел мужа, запрет не издание стихов, многочисленные аресты сына. Может, именно все это повлияло на то, что она так спокойно воспринимала смерть? По-моему, это так. Ахматова верила, что существует жизнь после смерти. Верила, что там она сможет встретится с Пушкиным:
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
У меня возникло ощущение, что каждое слово стихотворения подводит меня все ближе и ближе к теме вечного и превосходящего, потому что в первой строфе употреблены глаголы совершенного вида («переживет»), которые подчеркивают незыблемость мира, природы, окружающих смертного человека… Но вдруг во второй строфе смерть, пытающаяся захватить человека, отступает, уступая место вечности, все это происходит в течение нескольких мгновений, потому что надо спешить, ведь
И голос вечности зовёт
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье лёгкий месяц льёт.
Кажется, что еще один шаг, еще немного, и мы увидим, как герой погружается в вечность, находя там покой, умиротворение… Но вдруг все меняется, этот мир словно погружается в туман, не желая раскрыть свои тайны.
Герой уже перешел в тот мир, но мы не знаем, где он: поэтесса не говорит об этом. Я думаю, что, используя глаголы разных видов, Ахматова хотела подчеркнуть незыблемость окружающего нас мира и необычайно быстрое истечение времени, отведенного человеку…
Дорога не скажу куда…
Говоря о вечности, Ахматова показывает, что дорога к вечности у каждого человека будет своя… Например, она говорит, что ее дорога к ней намечена и этот путь связан со светлым именем Пушкина:
Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Кольцевая рифма придает относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, составляющим строфу. Но четвертая строфа плавно «вытекает» из третьей — это подчеркивает то, что именно здесь Ахматова показывает то, как она представляет себе вечность.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Художественная зоркость Ахматовой, психологическая глубина ее поэзии неразрывно связаны, слиты с фонетической, звуковой окраской ее стиха. Строка и фраза не являются у Ахматовой только неким элементом музыкальной волны, музыкального рисунка, как это было у многих ее современников — символистов. Внимание в стихах Ахматовой перенесено на интонацию, на слово, причем на слово произносимое, а не декламационно-распевное. Именно поэтому такие размеры стиха, которые придают им еще большую ритмическую выразительность (например, как в этом «ямб»).
«Приморский сонет» не изобилует изобразительно-выразительными средствами, в нем всего один эпитет «чаща изумрудная», но именно он заранее подводит нас к вечности, которая сложилась для Ахматовой, сияя пушкинскими красками.
Наибольшая точность, ясность всему происходящему достигается с помощью лирических повторений
Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний…
До Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Стихи Ахматовой необычны, они делают людей рабами творчества поэтессы: прочитав однажды ее стихотворения, вы не забудете их никогда.