Юрий Пименов был художником советского времени, создававшим полотна в середине 20 столетия. В творческих кругах его прозвали лириком, ведь картины показывали трудовые дни обычного рабочего. Но представляли его необычно: светло, органично и поэтично. Прежде всего, его привлекали городские пейзажи: недостроенные дома, забытые улицы. В эти серые, неприглядные взору картины действительности Пименов умело привносил света, удивительного лиризма и тонкости.
Среди всех его работ особое место занимает работа «Спор», в которой автор отошел от традиции изображать пейзажи городов, но сохранил всю нежность и легкость, присущую более ранним полотнам.
Картина была написана в 1968 году. На ней показаны молодые парень и девушка. Они сидят друг напротив друга в какой-то столовой, наверное, во время обеда и оживленно спорят. Это типичная столовая, каких в Советском Союзе было множество: стенки, покрашенные в голубой цвет с сероватыми просветами, простая мебель. Но во всей этой простоте присутствует все поглощающий свет, который заставляет зрителя восхищаться всем, что тот видит.
Изображенная пара является, скорее всего, студенты одного из столичных вузов. После пар они заскочили в какую-то столовую, чтобы быстро поесть. В умах еще сохранилось удивление от недавно узнанной на паре информации, с которой, возможно, один из них, не был согласен. Этот вопрос они как раз и обсуждают.
Молодежь одета весьма просто, но чисто и опрятно. Парень одет в серого цвета костюм, выгодно подчеркивающий его фигуру. На девушке надет темно-коричневый пиджак и черная классическая юбка.
Они поглощены беседой настолько, что, кажется, не обращают внимания ни на что рядом происходящее. Но несмотря на это заметно, что данный спор не приведет к в гневе брошенным оскорблениям, слезам и ссоре. Они оба весьма интеллигентны: любое их движение, коим на полотне уделено достаточно внимания, намекает о взаимопонимании и уважении.
Кажется, парень привел неопровержимое доказательство. Его оппонент замолчал и внимательно задумался. Девушка уже не старается возражать. Кажется, что последний ею приведенный аргумент нашел опровержение и следующий довод она и передумала приводить, так как он и вовсе потерял смысл. Об этом говорит приближенная к губам ладонь, которая будто не дает вырваться следующей фразе.
Смотрящий на картину не может увидеть лицо молодого человека, так как он сидит к зрителю спиной. Девушка показана художником в полуобороте, а значит нельзя разглядеть ее глаз. Но несмотря на то, что Пименов сокрыл от нас зеркала души героев, их поз оказалось вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод, что это воспитанные, близкие по восприятию мира и поведению, люди, умеющие выслушать говорящего, имеющие талант высказать свою идею так, чтобы оказаться понятыми окружающими. Эту картину можно назвать символом веры