Художник Александр Яковлевич Головин не помышлял в детстве связать свою жизнь с живописью. С ранних лет он серьезно занимался игрой на фортепьяно и пением, мечтая стать профессиональным пианистом. Внезапно, в старших классах гимназии, он попробовал заняться изобразительным искусством. В итоге это случайное увлечение стало смыслом его жизни, тем, что дарило ему радость и обеспечивало материально. Но знание музыки оказало огромное влияние на живопись. Так современники даже охарактеризовали работы Головина как «музыка для глаз».
Действительно, в каждой своей картине художник обращал огромное влияние на мелкие детали. Он старался сделать максимально сочетающимися все части полотна, как каждая нота в музыкальной композиции каждый его штрих влиял на результат и конечное восприятие полотна.
Таковой до мелочей продуманной работой стал натюрморт «Цветы в вазе», созданный Головиным в 1910 году. В нем все внимание отдано непосредственно цветам.
Фоном картины стали белоснежные шторы. Стол, на котором стоит букет цветов, покрыт такого же цвета скатертью. Прозрачная ваза буквально стирается на светлом фоне и кажется невидимой. Цветы, стоящие в ней, будто повисли в воздухе. С помощью такого приема, все внимание зрителя концентрируется на цветах, расставленных в некотором беспорядке.
Кажется, что их только что сорвали и проходя мимо небрежно бросили в вазу, не стараясь придать форму. Чудится, будто скоро придет хозяйка и начнет создавать композицию, располагая цветок к цветку, а пока он ждет своего часа. Но этот момент вовсе не испортил общего вида. Напротив, букет стал более чувственным и от этого привлекательным. Среди нежных белых и сиреневатых флокс пробиваются ярким пятом, как солнце среди ясного неба, оранжевые флоксы. Словно лучи этого солнышка смотрятся в букете лепестки оранжевых лилий и цветы гладиолуса алого цвета. Пышности букету придает обилие нераспустившихся пока веточек флокс.
Автор задействовал в работе множество деталей: вазочка для конфет, стакан из керамики золотого оттенка, глиняную статуэтку, банку, в которую поставлены невысокие, но пышные розы. На уголок стола накинут яркий платок.
Вероятнее всего, картина писалась утром, когда солнце только что встало и начало одаривать все вокруг своим теплом и светом. Лучи солнца озарили всю картину, делая предметы, расставленные на столе, немного расплывчатыми и, тем самым, выделяя букет. Обилие алых оттенков подчеркивает красоту рождения нового дня.
Цветочные узоры можно различить на всех изображенных художником предметах: все они сложны и витиеваты. Такие цветочные орнаменты являются характерными рисунками традиционных нарядов средних и южных широт России. А алый оттенок, превалирующий в них, является символом молодости.
Головин словно сравнивает цветы живые и нарисованные. Художник доказывает, что при всей красоте русского платка, шкатулки и скульптуры с цветами, цветы живые, более прекрасны, ведь их красота легко уязвима и нежна.
Этот натюрморт создает впечатление гармонии и тихой радости. Картина переносит зрителя в летний день, когда ярко светит солнце, и дует теплый ветерок, а от вазы с только что собранными в саду цветами доносится чарующий запах июльского разнотравья.