Сочинение по картине «Портрет Вари Адоратской»

С самых давних времён Русская земля славилась своими талантами. Даже в самые сложные, чёрные дни российской истории не умолкали музы — но помогали творцам, вдохновляя их на новые свершения. В истории России особое место занимает самое начало двадцатого века — сложное и страшное время, когда было свергнуто самодержавие, когда разрушались старые устои, а ничто новое ещё не было предложено. Одновременно с Гражданской войной государство рвали на части солдаты Первой Мировой войны… Поистине страшные годы.

Однако первые опасения и тревоги возможных социальных потрясений и катаклизмов пришлись на несколько лет раньше, например, на 1914 год. Многие талантливые люди пытались осмыслить путь, которым идёт их родина, и стремились отыскать решение всех её проблем.
Сочинение по картине «Портрет Вари Адоратской»
В это чудовищное время, когда смешалось новое и старое, особенно свежо смотрелись трогательные произведения искусства, не затрагивающие назревающую катастрофу. Одним из прекраснейших произведений, созданных в дореволюционное время, становится написанный в 1914 году «Портрет Вари Адоратской» авторства Николая Ивановича Фешина.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Сам И. Репин, учеником которого станет талантливый живописец Фешин, скажет о нём немало положительного и даже назовёт его одним из величайших мастером своего времени. С этим трудно будет не согласиться. Несмотря на все жизненные неурядицы, которые будут преследовать художника, он сохранит в душе лирический настрой и выплеснет всю свою нежность на свои полотна, лучшим из которых по праву будет считаться «Портрет…».

Картина была написана в Казани; моделью стала Варвара Адоратская, девятилетняя дочь академика Адоратского. С девочкой художника познакомила его ученица и близкая подруга, вхожая в дом академика. В её мастерской и было создано это потрясающее в своей невинности полотно.

По словам самой юной Вареньки, позировать ей не нравилось — поза была неудобная, затекали ноги. Николай Иванович, по признанию девочки, сам пересадил её с плетёного кресла на стол — и это оказалось удачным решением. Он работал экспрессивно, импрессионистично. Накладывал быстрые неровные мазки, а затем отходил, чтобы взглянуть на работу, и продолжал писать портрет. Без сомнения, именно это произведение обеспечило художнику бессмертие в веках.

С самых первых экспозиций изображение сравнивали с серовской «Девочкой с персиками». В «Портрете Вари Адоратской» видели ту же чистоту и невинность, что и в Вере Мамонтовой, модели В. Серова. Кое-кто даже сравнивал Вареньку с Алисой в Стране Чудес — до того приятно и нежно выглядел её облик на картине.

Н. Фешин помещает героиню в белоснежной комнате с простым убранством: в центре стоит лишь стол, покрытый белой скатертью, да виден уголок стула, на котором должна была, по первоначальной задумке, сидеть модель. Стены оформлены неброско: небольшой деревянный стенд с приколотыми к нему фотографиями, расположенный за головой девочки, да цветы в глиняных горшках, стоящие на подоконнике.

Варенька сидит прямо на столе, осторожно и изящно свесив ножки в чёрных лакированных туфельках без каблука. Видимо, девочке очень не хочется запачкать белую скатерть. Она одета в короткое кисейное платьице с прозрачными рукавами из нежнейшего тюля, не прикрывающее тоненьких и остреньких колен девчушки. В руках Варенька держит персик, взятый ею из стоящей на столе вазы с фруктами. Она задумчиво вертит его в ладошках и довольно строго смотрит на работающего мастера. Длинные русые волосы девочки заплетены в две плотные косички, схваченные голубыми лентами. Солнечные лучи интересно отражаются от её макушки и высветляют пряди практически до белизны.

Талия Вареньки перехвачена длинным шёлковым поясом, выполненном в сине-зелёных тонах. Эта деталь практически не бросается в глаза. Возле колен модели лежит улыбающаяся кукла-японка в незабудковом кимоно. На переднем плане картины размещён натюрморт: на столе небрежно разбросаны фрукты, сладости; стоит блестящий медный чайник над газовой горелкой, ваза с фруктами, блюдце и фарфоровая чашка — всё, что осталось от недавнего чаепития.

Интересно, что художник использовал экстравагантный приём и поместил героиню портрета прямо в зону натюрморта, мастерски им прописанного. Само же изображение девочки приходится на оптически активную часть холста, однако сама композиция при этом остаётся ассиметричной. В этом полотне Н.И. Фешин совместил черты академической и импрессионистической живописи, создав удивительно гармоничное, несмотря на свою нестандартность, сочетание.

Эта работа уникальна по меньшей мере потому, что художник изобразил девочку без прикрас. Он не стал менять её взгляд на более открытый, а сохранил серьёзность своей модели, передал её небольшую робость. Варя Адоратская выглядит трогательно, открыто и невинно. Это подчёркнуто цветовым решением полотна, для которого художник выбрал исключительно светлые пастельные тона.

Несмотря на царящую вокруг атмосферу напряжения, ужаса, художник передал лишь атмосферу детства, прекрасного в своей беззаботности и чистоте и — кратковременности. Н. Фешин сумел захватить тот краткий миг жизни, когда ещё не волнуют никакие проблемы, не опасны невзгоды, есть только радость, игры и бесконечное счастье. Именно этот трогательный эмоциональный посыл обеспечивает «Портрету Вари Адоратской» такую популярность и в наши дни.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.