Сочинение на тему «Лишние» люди Онегин и Печорин

… Онегин — это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу…
«Герой нашего времени» Лермонтова — его младший брат.
А.И. Герцен

Пушкин и Лермонтов первые из русских писателей решились написать романы, настоящие романы, где главные герои борются с окружающим их обществом, ищут свою вторую половинку (друга, друзей), которая бы полностью понимают их, но, к сожалению, не находят. По складу своего характера, моральным силам, способностям и развитию Онегин и Печорин на уровень выше окружающего их социума. Однако они не могут найти применения их преимуществам. Именно поэтому их смело можно назвать «лишними» людьми. «Лишний» человек, по словам Герцена, — человек, который «никогда не станет на сторону правительства, но никогда не сумеет встать на сторону народа».

Пушкин практически с начала творчества (1817-1820) носил в себе идею показать в герое какого-нибудь из произведений «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Первая попытка воплощения данной идеи в жизнь: поэма «Кавказский пленник». Однако, как признавался сам автор, попытка эта потерпела крах. Зато роман «Евгений Онегин» — полностью реализовал намеченную цель. Евгений Онегин стал глубоко типичным образом.

Онегин, Печорин разочарованы во всем: жизни, любви, дружбе, счастье. Они не могут найти своего места в жизни, потому что давно насытились любовью, она уже «плещет» через край, поэтому играют сердцами барышень так, как будто меняют перчатки.

Да, пушкинский Онегин очень похож на лермонтовского Печорина. Оба получили светское образование, умели прекрасно танцевать, могли «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка».

Онегин — сын помещика, разорившегося из-за проведения многочисленных балов, воспитанный по всем обычаям современного ему мира.

…Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Онегина не радовала, не прельщала светская жизнь. Он считал, что жизнь помещика или чиновника не для него. Но обвинить именно его в этом нельзя: вина заложена в мире его воспитавшем, т.е. из-за условий в обществе. Например, Белинский говорил, что Онегин не принес никакой пользы для общества «по некоторым неотвратительным и не от нашей воли зависящим обстоятельствам».

Онегин — «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», он «метается» от одного круга общества к другому (от высшего к низшему), но нигде не находит понимания. Белинский считал, что Онегин «был не из числа обыкновенных людей». А Пушкин сам показывает нам, что скука Онегина прямой результат отсутствия его причастия к общественно-полезному делу. И с этими двумя утверждениями я согласна. Потому что, как бы Онегин не пытался сделать что-нибудь полезное, хорошее для общества (в частности для крестьян), это не приносило ему ничего хорошего. А даже наоборот: соседние помещики ополчились против него, при этом клевеща на него.

Трагична судьба Евгения — никто его не понимает, поэтому он не может войти ни в светское общество, ни в деревенское. В этом же состоит проблема и Печорина. Он, так же одинок, как и Евгений Онегин. Но есть и одно различие между этими двумя персонажами, и это вовсе не то что их судьбы были раскрыты в двух разных произведениях.

Различие между Печориным и Онегиным заключено в том, что Григорий Александрович стремиться к плодотворной деятельности. Он знает, как силен, и хочет применить эту силу в жизнь. Обо всем этом мы узнаем из его дневника, где он писал: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но, к сожалению, возможности применить эту силу у него не было, а если и было, то очень-очень мало. И, наверное, именно поэтому они растрачиваются на мелкие приключения. У него очень тяжелый рок, потому что там, где он только не появляется, случаются трагедии.

Такое ощущение, что Печорин — разносчик несчастий, потому что почти каждый неприятный инцидент, если не напрямую, то косвенно, связан с ним. Так во второй главе разочаровывается в дружбе Максим Максимыч, а в «Тамани» контрабандистам приходится покинуть свой дом, в части «Княжна Мери» утрачивает надежду на счастье Вера, а Мери вообще остается с разбитым сердцем. Не мало смертей сопровождают Печорина на жизненном пути: Грушницкий, Бэла, Вулич.
Печорин это все прекрасно знает и понимает, и упрекает себя за невольно выбранную ему «роль топора».

«Печорин Лермонтова… — это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печерою» … — говорил Белинский. И я с этими словами согласна. И думаю, что без Онегина не было бы и Печорина, так же, как и маленькой веточки без могучего древа. Печорин, аналогично Онегину, невольно становится «лишним» человеком для светского общества и всего мира в целом. Но Печорин, в отличие от Евгения, не может найти себя не только на светских раутах, но и в революционно-демократической среде.

Он вырос и развился как человек в 30-е годы XIX века. Кажется, что человек такого склада ума, характера, человек, обладающий таким живым умом и сильной волей, должен бороться наравне с Белинским и Герценом. Но этого не происходит. Печорин, в отличие от них, не смог пожертвовать собой, своей жизнью, но не смог направить все имеющиеся у него силы и способности на борьбу с существующим общественным и политическим строем.

«Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» — ярчайшие художественные произведения своей эпохи, главные герои которых олицетворяют для нас бесполезность попыток обыкновенной жизни в обществе, при этом оставаясь свободными от его нравов.

Вставить свои 5 копеек