В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» рассматривается ранее не поднимаемая в произведениях школьной программы тема: тема влияния среды и быта на составление объективного мнения о человеке. Мы видим манеру поведения полковника в двух ситуациях: среди людей, которых все уважают, и среди солдат, его боящихся. Но Лев Николаевич показывает, что всегда представится случай, который поможет сделать правильную оценку человеку «хамелеону», подстраивающемуся под общество.
В рассказе «После бала» большее расположение вызывает Иван Васильевич. В противовес с ним идет Петр Владиславович. Петр Владиславович, почти как хамелеон: то такой милый, то грозный, непримиримый полководец-вояка. Это понимаешь, лишь полностью прочитав рассказ. Так как вначале создается ощущение, что полковник красив в душе, как и внешностью. Толстой показывает, насколько обманчива бывает внешность.
Но он прекрасен далеко не всегда, он не всегда может сдерживать своего внутреннего зверя. Посмотрите, как отец Вареньки выглядит на погоне: его лицо — истинное проявление души, а там царит одна только злость.
«Полковник шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувал щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу».
Вот таким безобразным описывает нам его Л.Н. Толстой. А ведь вначале мы буквально неудержимо любуемся им, и, без сомнения, верим, что это один из самых милых людей на свете. Теперь маски сняты, и перед нами предстал настоящий полковник, который умело играет на публику.
Именно эта двуличность мешает счастью его собственной дочери. Иван Васильевич, молодой человек, ухаживающий за Варенькой, застыдился того, что знает этого тирана. Одновременно со стыдом в его сердце лютовала тоска:
«… На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска»…
Петр Владиславович очень хорошо умеет играть на публику, гостей, этим привлекая их внимание, но, когда никого кругом нет кроме солдат и наказываемого, то он просто звереет, превращается в тирана, изверга, убийцу.
Прекрасно изложена статья !Студентам на заметку!