Сёрен Кьеркегор — датский религиозный философ, кредо которого можно выразить такими его словами: «Обретение настоящей веры обусловлено полным отречением от компромисса. На пути к ней человек подвергается испытанию страхом и страданием». Это еще и одна из самых загадочных личностей Дании, споры о которой не затихают до сих пор. Уже горы книг написаны о его жизни, а она в многом еще продолжает оставаться тайной и мистификацией, ведь он был великим мастером мистификации. Жанр его произведений не поддается однозначному определению. Книги соседствуют в них с дневниковыми записями, философские эссе с афоризмами и образцами эпистолярной прозы.
Подавляющее большинство работ было опубликовано под разными псевдонимами, и лишь в предисловии к книге «Заключительный ненаучный эпилог» Кьеркегор признался, что он их автор. При этом совершенно очевидно, что идеи и его своеобразный литературный стиль оказали влияние на многих писателей. Он, не стесняясь, относил себя к гениям.
Роль же гения он описывал так: «Гении, как гроза, идут против ветра, внушают ужас людям и очищают воздух». Начавшийся механизм обезличения населения в условиях «свободного» капитализма в Западной Европе в XIX веке, привел к необычному отражению в литературно-философских эссе Кьеркегора, который по-новому, изнутри, глазами индивида, увидел проблему «личности и общества». Он предлагал задуматься над следующим: несмотря на то, что человек часто хотел бы обладать умом любого великого писателя, ученого и других, он не согласится быть этим человеком ценой отказа от своего «Я», от своей индивидуальности. Исходя из реальных фактов психологии личности, он говорил, что каждый индивид — уникальная сущность, индивидуальное «Я», которое обладает само рефлексией, экзистенцией, которая в принципе непознаваема. В экзотеции присутствует свобода выбора.
Подвергая критике «неподлинное» существование личности в условиях современного ему общества, в котором все чаще обнаруживались признаки отчуждения и все более обострялись противоречия между личностью и обществом, Кьеркегор все свои надежды возлагал на веру в «нефальсифицированные», «подлинные» христианские идеалы. При этом он считал апелляцию к массам несостоятельной. Более того, он считал практически невозможным обращаться к кому бы то ни было с печатным словом, потому что, как он говорил, «в печатном прессе дьявол поселился в печатной краске и из-за этого в нашем мире, общественное мнение создается прессой». Наследие творца долгое время оставалось невостребованным. После окончания Первой мировой войны к нему пробудился интерес, но не в Дании, а в США, Германии и некоторых других странах. Интерес увеличился после Второй мировой войны. Тогда уже он был назван «отцом» современного экзистенциализма.
Философ родился и жил все время в Копенгагене, но когда мы пытаемся отыскать его настоящие корни, они неожиданно обнаруживаются в другом месте — на западе страны, в Ютландии. Деревня Сэддинг расположена к югу от городка Скьерн, примерно в двадцати километрах от моря. Возле маленькой средневековой церквушки некогда лежали два хутора, которые сдавались в аренду и назывались церковными, поскольку плата за них предназначалась священнику. Отсюда фамилия Кierkegaard — по-датски (kirke — цeрковь, gaard — хутор). Так звали еще его прадеда, арендовавшего один из этих хуторов, так звали и его сына Педера, в бедном доме которого на свет появилось девять детей.
Четвертым по счету был Микаэль Педерсен (1756-1838), отец философа. В детстве Микаэль пас на пустоши овец. Голодный, заброшенный, он однажды поднялся на холм и проклял Бога, чего был не в силах забыть даже в 82-летнем возрасте. Все, кто только мог, уезжали из Сэминга. Дядя Микаэля, Нильс Сединг, обосновался в Копенгагене и открыл торговлю шерстью. В 1768 г. Микаэль поступил к нему в ученье. Микаэль был дважды женат. Первая жена умерла два года спустя после бракосочетания. Вторая, Ане Лунд, была прислугой в его доме, и он женился на ней, когда выяснилось, что она от него забеременела. У них впоследствии родилось семеро детей. Самый младший, Сёрен, появился на свет 5 мая 1813 г.
Местом рождения великого философа был дом (потом его снесли) на Новой площади —Нюторв. Родители были абсолютными противоположностями, не похожими друг на друга. Сутуловатый отец, крутой, властный и маленькая толстенькая мать, нежная и веселая, которая очень любила своих детей и внуков. Мать не умела писать, зато читала по слогам. Она всегда давала свободу действий маленькому непоседливому Сёрену, который учился в Школе гражданских добродетелей, куда ходил с 1821 по 1830 годы. Отец же сыграл роковую роль в жизни своего сына. Он воспитывал его любить распятого Христа. Хотел, чтобы был похож на своего отца – таким же угрюмым христианином. Он был начитан и часто проводил философские беседы со своими сыновьями.
Педер, писатель-теолог, священник, в 1856 г. получил сан епископа. А в 1867 был назначен министром. Но вечная боязнь ответственности одержала верх. Под конец Педер Кристиан сошел с ума и умер.
В 1830-е не оставляла мысль о том, что Господь разгневан на их семью, потому что отец еще в детстве (вспомним ту злосчастную пустошь, на которой он пас овец) проклял Бога, и за этот грех, ни один член семьи не сможет прожить более 33 лет, превысить возраст Христа. В 1819 и 1833 годах у Микаэля умерло 2 сына, а в 1822, 1832 и 1834 — он потерял 3-х дочерей. В 1834 скончалась также его жена. Впоследствии Сёрен был очень удивлен, что в 1848 ему исполнилось 35 лет, а его старшему брату в 1839 — 34.
Здесь явно ощутимы реминисценции ветхозаветного стиля, которым был наполнен отчий дом. И раз это представлялось само собой разумеющимся, что судьба отца была карой за то, что тот, будучи ребенком, вслух проклял Бога, и самоочевидным было для него, что все его дети по этой причине должны будут умереть, не дожив до тридцати четырех лет, а отец переживет их, точно так же абсолютно само собой разумеющейся была для него мысль, что благодаря своим необыкновенным дарованиям он предназначен к некой особой миссии.
Сёрен предвидит возможность получить более высокий приказ, вследствие которого отринет от себя все, включая невесту, чтобы смочь исполнить свою миссию. И эта мысль прочно и надолго утвердилась в нем так, что в конце концов вовлекла его в смертельный спор с церковью. Однако сначала в его грандиозных планах вроде бы наступила небольшая заминка — он-таки благополучно преодолел этот порог, пережил Христа. Божье заклятье было вроде бы снято. Но вместо Божьего, свое заклятье наложила на него современная литература.
Многие датчане переживал духовный кризис, сделавшись жертвой «мировой скорби». По настоянию отца он приступил к изучению психологии и философии, но уже в 1834 жизнь его рушится. Он не может найти цель, ради которой стоит жить дальше. Может, из-за отчаяния он пускается во все тяжкие его развлечения, устраивая пьяные дебоши, и ему придется всю оставшуюся жизнь искупать свою вину. А увиденный в Королевском театре моцартовский «Дон Жуан» настолько затронул в нем эротическое начало, что он, «будучи в состоянии экзальтации, дал увлечь себя публичной женщине». Видимо, он позволял это делать с собой не раз, потому что когда, например, в 1837 отец уплатил его долги, сумма их достигла почти 3200 ригсдалеров — несколько годовых заработков университетского профессора того времени. Но уже в следующем 1838, 19 мая, непутевый возродился духовно.
9 августа умер отец, было печально, но с тем философу стало ясно: «отец умер ради меня, чтобы я, по возможности, смог стать кем-то еще». В сентябре он публикует анонимное сочинение «Из записок еще живого». Там он упрекает автора Х.К. Андерсена в «полном отсутствии мировоззрения». В 1840 сдал экзамен по теологии, а 10 сентября того же года женился на Регине Ольсен, с которой до этого момента был знаком три года. После свадьбы он собирался принять пасторский сан. В начале 1841 тот произнес первую проповедь в Хольменской церкви. Осенью того же года Сёрен получил степень магистра на философском факультете Копенгагенского университета.
Весь год с осени 1840 по осень 1841 наступает тайна. Кьеркегор хотел улучшить свою жизнь, но сам же ее и разрушил, внезапно поняв, что, хоть он и обручился по любви, тем не менее, брак невозможен. Настолько они несхожи: непосредственная, благовоспитанная девушка из почтенной семьи и он, с его угрюмым нравом и душевными терзаниями. Была, разумеется, и еще одна причина — эпилептические припадки. По тогдашнему законодательству Дании этот недуг считался «мерзкой болезнью» как и проказа. К тому же, как с временем выяснилось, у него был прогрессирующий паралич спинного мозга, от которого он в конце концов и умер 42-летнем возрасте.
Пока длилась помолвка, доставившая и немало сладостных мгновений, он пытался убедить Регину порвать с ним, но тщетно. Тогда 11 августа 1841 он отослал ей обручальное кольцо. Регина заклинала его не покидать ее. Он было уступил, однако 11 октября порвал с ней окончательно. Его поведение возмутило семью статского советника Ольсена и взбудоражило общественное мнение.
Кьеркегор уехал в Берлин 25 октября. После разрыва Регина вернула ему обручальное кольцо. Он отдал его переделать. Заключенные в оправу бриллианты, один крупный и четыре поменьше, образовали крест. Носил он это кольцo не снимая до самой своей смерти. Сейчас оно хранится в Музее истории Копенгагена.
2 октября 1855 его поместили в госпиталь. Он запретил подпускать к себе священника и отказался от последнего причастия. Также он запретил присутствие духовных лиц на его похоронах. Но в соборе Богоматери, где проходила церемония, проповедь произнес епископ Педер, брат философа.
Кьеркегор оставил датчанам особое наследие. Политик и журналист Вигго Хёруп (1841-1902) говорил, что ему всегда «хотелось бы отдать дань памяти человека, которому мы обязаны всем, который научил нас любить малых и отверженных и завещал нам идеалы, коим мы будем верны: это Сёрен Кьеркегор».