Взаимодействие человека и природы в повести «Царь-рыба» Астафьев

Человек и природа неразрывно связаны. Природу можно смело назвать прародительницей всего рода человеческого, его кормилицей и пристанищем. А человек? Чем он платит ей за приют, кров и пропитание? природа породила человека, а он ее губит… В чем заключена взаимосвязь между жизнь дающей природой и ее отнимающим человеком? Как человеку обрести гармонию: чтобы развивать свою жизнь и одновременно не наносить вред природе? Эти глубоко нравственные проблемы интересовали Распутина, Айтматова, Астафьева. И это лишь сотая доля писателей, которые в своих произведениях поднимают эти проблемы.

Существовал бы человек без природы? Нет! Природа породила человека, а он ее губит. Люди полностью связаны с ней: дышат воздухом, который «дают» растения, едят пищу растительного происхождения. Мы обязаны ей всем, но почему не платим ей той же монетой: не ухаживаем, оберегаем ее, а, наоборот, непоколебимо, без жалости губим? Почему? Кто-то делает это ради наживы из-за жадности, а кто-то, чтобы просто повеселиться.

Человек и природа… Кажется, мы должны быть едины, но все наоборот. Мы противоборствуем друг другу. Человек, истребляя природу, почти всегда потом расплачивается своей жизнью, а иногда и жизнью родных. Это не вымысел… Природа стремиться к справедливости и возмездие случиться…

Бедная Тайка… В чем повинна бедная девушка? Почему она умерла? Может быть, ответ кроется в ее отце Командоре? Как ни прискорбно это осознавать, но это так… Командор —браконьер, безжалостно истребляющий природу. Ему чужда любовь, он любил только свою дочь Тайку, ее одну, больше никого. Не известно любил ли он себя или нет. А Тайка была его слабостью, силой и поддержкой. Командор был бездушным, а значит, не смог услышать крики о помощи, издаваемые природой. Он «топтал» ее, не жалея, и поплатился за это…

Тайка! Его любимая Тайка погибла, погибла в то время, когда ее отец был как всегда на промысле. Природа не смога докричаться до сердца, души мольбами, и, видимо, надеясь на то, что браконьер образумиться, убивает человека, его дочь.

А холодный, рассудочный эгоист Гога Герцев, что стало с ним? Умер смертью животного в тайге. Но мне его не жаль! Он один из тех, кто хладнокровно истребляют богатства природы. Гога безжалостен не только к природе, но и к человеку. Вспомните, как безжалостно он поступает с Элей, бросив ее больной в тайге… За свое презрение ко всем и всему, кроме себя он и поплатился смертью. Может быть, если он лучше знал природу, то не погиб бы в тайге. Ведь Аким, который много времени проводил, общаясь с ней, не погиб. Аким остался жив, а Герцев погиб… Не знаю, но почему-то я заранее почувствовала, что так и будет. Ведь не зря Астафьев показал их спор. Перед читателями предстают два противоположных образа.

С одной стороны мы видим бездушно-потребительское отношение к природе, а с другой — гуманное и милосердное. Аким не мог быть таким по своей сути, потому что природа для него — мать. Он один из семерых детей, выжил благодаря ей, и поэтому не понимает «охотничье забавы» — когда приезжают «городские» и убивают зверей не ради пропитания, а для самоутверждения и бахвальства перед друзьями. Для них это игра, а для него жизнь. Он не берет больше, чем нужно ему для жизни, как делает это Игнатьич, который чуть не поплатился за жадность, самоуверенность жизнью.

Старший Утробин чуть не погиб, пытаясь «убить природу». Хотел получить славу человека, поймавшего царь-рыбу. Эпизод очень многозадачный. В нем в равноправной схватке столкнулись царь природы и царица рек. Царь-рыба побеждает, но и человек остается жив. Может быть, он выживает из-за того, что в самую последнюю минуту вспоминает все давние грехи, начинает понимать, какой вред нанес окружающему миру. И, может быть, природа, почувствовав, что он внял ее просьбе задуматься о том, как относиться к ней, отпускает его? Такой вариант имеет место быть! Никто этого не знает, никто кроме царь-рыбы и природы.

Человек и природа, их единство и противоборство — это стрежневая тема повествования в рассказах Виктора Астафьева. Человек ответственен за то, что творится на земле, за то, что он оставит будущему поколению. Осознав все это, люди поймут, что если они потеряют природу — то потеряют себя. Эту мысль очень точно выразил С. Залыгин, сказав, что «нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу — после этого терять уже будет нечего». Наверное, поэтому Астафьев не судит даже самых закоренелых браконьеров: он заботится об их душевном исцелении. Он пытается показать то, как необходимо, безотлагательно присоединиться к природе.

Вставить свои 5 копеек