Всепоглащающся сила любви и творчества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
М.А. Булгаков

«Рукописи не горят»… Наверное, эти слова, написанные в романе Булгакова, рассказывает нам историю не только Мастера, но и озвучивают надежды автора на лучшее будущее для произведений, которые при жизни Михаила Афанасьевича были отосланы в архив.

Выражение «рукописи не горят», словно древнее заклинание, уберегло от разрушительной силы времени главную работу Булгакова — его роман «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита» можно смело назвать многоплановым. Именно поэтому сразу нельзя понять все грани, тонкости сюжета. Но в романе существует одна тема, наполненность, самобытность и целостность которой прочитывается с первого знакомства с ней. Это тема всепоглащающей силы любви и творчества, которые слиты воедино в отношениях Мастера и Маргариты.

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих!»

— именно так описывает Мастер свою встречу с Маргаритой.

Эти слова полноценно показывают, как неожиданно это светлое чувство озарило их душу, как, не давая надежду на освобождение от него, завоевало их сердца. Сам Мастер до встречи, словно не жил, а лишь влачил существование: он даже не помнит имя своей жены. Он «воскрес» только тогда, когда в его жизни появилась Маргарита.

Мастер осознал свое истинное писательское признание, бросил службу и в арбатском подвале засел за роман о Понтии Пилате. И рядом с ним всегда Маргарита. Она спасла его дважды, второй раз только благодаря Маргарите он «освободился» от душевной болезни. Но однажды ее труды потерпели крах: Мастер, пытаясь спасти возлюбленную, сжигает роман, находит приют в «доме скорби», не дает ей никаких весточек, даже не сообщает, что жив. Маргарита — ангел, но ангел, свернувший в праведной дороги. Она готова на сделку с Воландом. Она становится ведьмой ради любви и верности Мастеру.

Словно обращаясь к тем, кто ослабел душой и усомнился в могуществе любви, Булгаков внушает надежду и призывает:

«За мной, мой приятель, и я покажу тебе такую любовь!».

Любовь Мастера и Маргариты преодолела не только злобу людей, их зависть, но и безумие, и даже саму смерть. Мастер, жертвует своими чувствами и чувствами любимой, нанося себе и ей тяжелые сердечные раны. Он уверен, что прав, потому что эта разлука для ее блага, потому что думал, что нельзя «посылать письма, имея такой адрес»

Маргарита, чтобы спасти Мастера, соглашается стать царицей на балу у сатаны. С этого момента начинается ее преображение. Ее превращение в ведьму: полет над Арбатом, вершимое ею возмездие, роль королевы на балу у сатаны — лишь следствие сделанного выбор.

Но не только Маргарита преображается, под перевоплощение попадает и сам Мастер. Прозрения его, воплотившиеся в его романе, послужит тем мостом, по которому он, полностью оплеванный критиками, не принятый читателями, пройдет в иную жизнь. Своим произведением о Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилате Мастер хотел показать, что значит «истина». Этот вопрос давно волновал и самого автора. Ответ на него в дальнейшем он вложит в уста Иешуа Га-Ноцри.

По его понятиям истина — это государство без власти.

Вот, что значит истина, а творчество, которое, по-моему, тоже несет озарение, является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру. Своим романом Мастер показывает, что борьба добра и зла вечна, это противоборство кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы. Даже Воланд, пытаясь творить зло, в некотором роде совершает благородные поступки. Он держит слово данное Маргарите и отпускает Фриду, которой героиня дала надежду на свободу.

А.М. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» показывает какое значение имеет любовь, творчество для людей, на какие великие поступки способны влюбленные. Во истину говорят: «Любовь окрыляет». Конечно, Маргарита совершила грех, согласившись на предложение Воланда, но она ни о чем не могла больше думать кроме, как о своем Мастере, его судьбе. Она — великая женщина, наверное, о ней можно сказать, что «на скаку коня остановит, в горящую избу войдет». А Мастер… Кажется, что он был ни в праве распоряжаться чужими чувствами, но ведь все закончилось хорошо: влюбленные вместе, спасают от мучений, которые длятся две тысячи лет, героя Мастер, Понтия Пилата, и он находит утешение.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.