Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского

Вопрос об ответственности поэта перед своим народом волновал всех художников слова: Пушкина, Лермонтова и, конечно, Маяковского.

У Маяковского тема поэта и поэзии также занимает важное место. Он наряду с Пушкиным и Лермонтовым показывает образ поэта пророка, но также мы видим, что данный образ претерпевает изменения и становится больше похож на декабристский.

Думаю, что всем известно, что многие критики называют творчество Маяковского лишь пародией – пародией на творчество таких классиков, как Пушкин, Лермонтов. Но также имеются сторонники версии, что Маяковский является важным звеном в развитии русской литературы и слова. И в эту линию входят Пушкин – Некрасов – Маяковский.

Вопрос о роли поэта и поэзии находит отражение во многих стихотворениях Маяковского. При этом стоит отметить, что восприятие и принятие данной темы автором весьма статично и переменчиво. Маяковский раскрывает ее с разных ракурсов и сторон, показывая ее многогранность.

Свою роль в становлении поэтического наследия Маяковский поднимает в стихотворении «Юбилейное». Он приравнивает свои поэтические достижения к поэзии Пушкина:

«У меня,/ да и у вас, / в запасе вечность».

Поэт понимает, что при жизни к нему не придет народное признание, но потом они все поймут и прочувствуют его труд. Он утверждает, что его поэзия равна поэзии Пушкина и Некрасова. Говорит, что в его время страна стала «поэтами нища», потому что «надо, /чтобы поэт / и в жизни был мастак».

Автор признает, что поэтов в его время мало, но одновременно чувствует, что может это и не нужно:

«Только вот / поэтов, / к сожалению, нету –
Впрочем, может, / это и не нужно».

По подобию Пушкина, Маяковский затрагивает тему поэзии, как памятника и наследия. При этом требует себе памятник при жизни, а не после смерти, потому что «ненавидит /всякую мертвечину! // Обожает/ всяческую жизнь!»

Стихотворение «Разговор с фининспектором» продолжает раскрытие темы поэта и поэзии, при этом в нем Маяковский рассматривает ее с точки зрения не творчества, а великого труда. «Труд мой любому труду родственен» — этими словами автор ставит поэтический труд на одну ступень с физическим трудом. Он пытается показать, что создавать поэзию, это не просто складывание слов в рифму, а великий труд, требующий большой отдачи. Поэтому быть поэтом — отнюдь не легкая работа. Она сопоставима одновременно и с прыжком в неизвестность, и сложностью рабочий, добывающих радий:

Поэзия — /та же добыча радия.
В грамм добыча, / в год труды.
Изводишь / единого слова ради
Тысячи тонн / словесной руды.

А все потому, что слово требует взвешенного и бережного отношения. При этом каждое произведение должно быть по-своему новым и необычным. А это значит, что каждый раз поэт должен открывать в себе новые грани, затрагивая при этом еще не познанные темы: «Поэзия – вся – езда в незнакомое», «А что если я народа водитель и одновременно народный слуга?»

Главным долгом поэта, а значит и целью всей поэзии, Маяковский видел борьбу с мещанством, как негативным проявлением существующего мира:

Эти слова / приводят в движение
тысячи лет / миллионов сердца.
Долг наш — / реветь / медногорлой сиреной
в тумане мещанья, / у бурь в кипенье.
Поэт / всегда /должник вселенной, /
платящий / на го´ре / проценты / и пени.

Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором» ставит тему поэта и поэзии на новый уровень, показывая умение стихосложения с точки зрения сложного, но имеющего огромное значение для народа и страны труда: «Нет! И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг и штык и кнут». Стихотворение является отражением размышлений Маяковского о месте поэта в рабочем строю:

У меня к вам / дело / деликатного свойства:
О месте / поэта / в рабочем строю.

Он укоряет фининспектора в том, что все считают «рифму – векселем», «строчку – распоряжением», и не видят в них душу и истинный смысл. При этом старается натолкнуть его на мысль, что народ, страну может спасти лишь поэзия:

Все меньше любится, /все меньше дерзается,
И лоб мой / время / с разбега крушит.
Приходит / страшнейшая из амортизаций –
амортизация / сердца и души.
Слово поэта — /ваше воскресение,
ваше бессмертие, гражданин канцелярист.

Безусловно Маяковский осознавал огромную важность собственной поэзии, но при этом видел, что его место «в ряду беднейших рабочих и крестьян»:

Нет! / И сегодня/ рифма поэта –
ласка, / и лозунг, / и штык, / и кнут.

Понимая назначение своей поэзии, Маяковский подчеркивал насколько она отличается от лирической. Особенно это противопоставление заметно в стихотворении «Сергею Есенину». Подчеркивая отличие поэзии Есенина от его испепеляющих стихов, Маяковский в то же время жалеет Сергея Александровича. Маяковский считал, что Есенин не мог жить и писать иначе под воздействием богем, поэтому не сумел раскрыть всего себя:

Заменить бы вам / богему / классом,
Класс влиял на вас, / и было бы не до драк.

По мнению Маяковского, одной из причин гибели Есенина послужила невозможность самовыражения:

Может, /окажись / чернила в «Англетере»,
вены / резать / не было б причины.

Также в стихотворении Маяковский отмечает личностное отношение к творчеству Есенина: ему дороже не нежность и красочность, ценимые поклонниками, а сила, крепость, способность не только «воспевать жизнь, но и участвовать в ее переделке». Он принимал лишь одну активную жизненную позицию, с целью разгона таких «друзей», как Собинов, Коган:

Надо / жизнь / сначала переделать,
переделав можно воспевать.

В произведении «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» мы вновь видим новую грань раскрытия темы. При помощи эффекта гиперболизации Маяковский в стихотворении бросает вызов солнцу. Подчеркивая этим личное понимание поэзии, как выполнения социального заказа Роста:

Про то, \ про это говорю, / что де заела Роста.

И как не странно солнце понимает труд поэта потому, что и ему светить трудно. Они переходят на «ты», осознавая свою близость – оба, поэт и солнце, противостоят тьме. И если нет Солнца, то души озаряет поэзия:

Светить всегда, /светить везде,
до дней последних донца, светить –
и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой \
и солнца!

Маяковский хотел быть понятым если не современниками, то хотя бы потомками. Это стремление он отразил в поэме «Во весь голос». Ее смело называют поэтическим завещанием творца:

Я к вам приду / в коммунистическое далеко
не так, / как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет / через хребты веков
и через головы / поэтов и правительств.

Поэт пытается подвести свое творчество к итогу. Задается вопросом, что сделает его творчество бессмертным. Хочет объяснить, почему он намеренно выделялся из числа своих современников-поэтов, «поэтов чистого искусства». Причину он видит в своем стремлении отразить грубую действительность:

И мне / агитроп / в зубах навяз.
И мне бы / строчить / романсы на вас –
доходней оно / и прелестней.
Но я / себя / смирял, / становясь
На горло / собственной песне.

Маяковский указывает, что поэзия должна отражать и освещать насущные проблемы дня. Он следовал этой цели, поэтому верит, что рано или поздно истинная самобытность его творчества будет понята:

Мой стих/ трудом / громаду лет прорвет
и явится / весомо, / грубо, / зримо,
как в наши дни / вошел водопровод,
сработанный / еще рабами Рима.

Верил в признание, но и был готов к тому, что его забудут:

Стихи стоят / свинцово-тяжело,
готовые и к смерти / и к бессмертной славе.

Маяковский подчеркивает партийность и классовость своего творчества, его связь с народом:

Пускай нам / общим памятником будет
построенный / в боях / социализм.

Маяковский – поэт, необычайно чувствовавший время, поэт, ценящий верность высокому долгу творчества. После его смерти М. Цветаева написала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны… Россия до сих пор еще не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского» Это является подтверждением слов Маяковского, что лишь после смерти спустя годы – его творчество обретет истинное признание, а современники ценность пока не осознают.

Вставить свои 5 копеек