«Стоит ли село без праведника?» — сочинение по рассказу «Матренин двор» Солженицын

Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» привлекает нас с первых страниц, нам хочется читать его дальше и дальше до тех пор, пока не будет найдет ответ на вопрос:

Почему на 184-ом километре от Москвы поезда очень долгое время замедляли свой ход?

Что послужило причиной этого замедления ранее бешеного движения поездов? Какой ужасающий случай произошел здесь?

На все эти вопросы ответ один — смерть.

Там, на 184 километре от Москвы погиб человек, женщина, которая не сделала в своей жизни никому зла, а только дарила всем доброту, любовь и заботу. Но ведь это не грех, а, наоборот, великий подвиг, потому что помогать другим людям, не ожидая от них даже слов благодарности, не каждый сможет, а Матрена Васильевна Захарова могла. Она жила, чтобы помогать людям, и можно сказать, что умерла из-за своей душевной доброты.

Но кто такая Матрена? Как она жила? И кем была?

Игнатич, герой рассказа, пытаясь узнать все это, понимает, что эта женщина оказывается «самим символом нутряной России». В ней все просто, все человечно, а значит красиво. Жизнь ее трудна: она, проработав в колхозе 25 лет, не получает пенсии, потому что работала за «палочки», из хозяйства у нее лишь коза, кошка, мыши и тараканы, — но, несмотря на все это, она смога уберечь в себе добрую, отзывчивую душу.

Нельзя сказать, что она нищая, даже наоборот, она богаче всех остальных ее односельчан. А все потому, что у нее есть то, что ни за какие деньги не купишь — доброе любящее сердце. Ей не нужно было ничего, она не гналась за богатством, а жила для людей, ради них.

Чем отплатили ей эти алчные, жадные люди? Тем, что после смерти ее скудное имущество было разделено между «родственниками», которые даже слова доброго не сказали в сторону Матрены. О ее смерти искренне переживали лишь трое: подруга, «вторая» Матрена и Кира.

Но постойте:

«Односельчане же вспомнили о ней после смерти,» 

— скажете вы. Смешно!

Это случилось, когда некому было вспахать землю, таща на себе соху, ведь именно Матрена помогала всем это делать. Да и не только пахать, но и косить, сеять, копать картошку. Помогая всем, она не требовала с них ничего. А ведь в заботах о других она забывала про себя: несмотря на возраст, постоянное недомогание, была рада оказать посильную помощь каждому.

Почему она помогала всем тем, кто может за человека ее не считал? Ответ дает сам автор: он показывает, что добрые дела доставляют ей истинное наслаждение, возвращают доброе расположение духа. «Привычка к труду благородная» дает ей возможность найти опору в жизни, обрести ее смысл. Может, работая, не жалея сил, Матрена хотела забыть то, что муж ее погиб, а шестеро детей еще в младенчестве умерли? В ежедневной суете она не ощущает своего одиночества.

Единственное слово, которым можно охарактеризовать главную героиню — это «праведница». У нее совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти».

Матренин двор — это не просто конкретный деревенский двор. Это собирательный образ России, которая обречена на гибель. «Социалистический выбор» страны состоял в том, что народ разделился на «хозяев жизни» и «порабощенных». Вот такой «порабощенной» и была Матрена, безответная кроткая праведница, «без которой, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Вставить свои 5 копеек