«Старуха Изергиль» — романтическое произведение Горького

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему этапу творчества А.М. Горького. Написан с соблюдением романтических традиций.

Согласно романтическим канонам главный герой должен быть не только необычным, но и обязан представлять собой исключительную личность: гордый, одинокий, свободолюбивый. Именно такими личностями являлись Ларра с Данко.

Ларра:

«Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого…

…Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».

Ларра утверждает право на господство сильней личности. Гордый сын свободного отца-орла и женщины нарушает все правила человеческой жизни. Этим он противопоставляет себя людям и наказывает себя вечным одиночеством. И после убийства, совершенного им, его приговаривают к самой страшной каре — одиночеству до конца своих дней, но не будет им конца: он бессмертен.

Ларра:

«А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком… А этот — был человек».

Данко же полная же противоположность Ларре. Для него свобода важна, но он хочет добиться ее для всего народа.

«Что я сделаю для людей?!» — сильнее грома крикнул Данко».

Данко:

«Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы.
Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!»

Оба героя становятся бессмертными.

Ларра:

«…Подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Но Ларра бессмертен физически, а Данко остается жить, освещать голубыми искрами природу, мысли, сердца людей перед грозой.

Данко:

«Эти искры от горячего сердца Данко. Было на свете сердце, которое, однажды, вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры».

Но почему искры только перед грозой? Может быть, потому само это природное явление — есть борьба неба с землей, облаков и солнца. Ларра и Данко — исключительные характеры, поэтому события произведения происходят под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу, где необычная, экзотическая природа.

«Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Преображение природы, ее преломление отражает особенности характера героев и их поступков. Ларра, — сын горного орла, поэтому он, как и свой отец, проживающий в горах, олицетворяют собой стремление к безграничной свободе, могуществу, непобедимости и силе. Проявлением характера Данко можно назвать лес, который можно соотнести с клеткой. Именно из этой клетки, тюрьмы он и хочет вывести людей, ища для них свободы. Ларра не хотел, не мог отдать людям даже частичку своего «я», а Данко отдает всего себя.

Данко. Смерть:

«Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву…

…И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».

Смерть Данко во имя свободы и других людей также указывает на отнесенность рассказа к эпохе романтизма: страстное стремление к свободе, поставленной цели — одна из характерных черт романтического героя, которая нередко приводит к его трагической гибели.

Еще одним доказательством принадлежности произведения к романтическому жанру можно назвать то, что старуха Изергиль рассказывает о событиях давно минувших дней, легендах. Кроме того сохраняется единство места и времени — ведь рассказчица повествует обо всех легендах в рамках одного дня.

Вставить свои 5 копеек