Действие пьесы А.М. Горького «На дне» происходит в убогой ночлежке, которая больше похожа на тюрьму, чем на дом человека: темный подвал, нары, маленькое грязное окошко. У всех жителей подвала было разное социальное положение, прошлое, но у них одно на всех настоящее, которое, по их мнению, уже не изменить.
Но не все так считают. Рабочий-слесарь Клещ не смирился, он хочет вырваться из этой нищеты. Он, противопоставляет себя другим, ненавидит своих товарищей по несчастью, надеясь поправить свое социальное положение трудом.
«Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых дней работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
— говорит он.
После смерти Анны, продав все инструменты, веру в лучшее будущее утрачивает и он.И тут появляется Лука со своей утешительной ложью. Он искренне верит в свою жалость к людям, хочет помочь им, но на деле его проповеди приносят героям только вред. Ложь, вводимая им в мир обителей ночлежки, сталкивается с их внутренним миром: в одном случае она терпит поражение — если в человеке сохранилось что-то живое и жизнеспособное; в другом — ускоряет гибель побежденных и уверовавших в нее.
Лука говорит Анне:
«Ты — с радостью помирай, без тревоги»
. А в ней, напротив, усиливается желание жить:
«Еще немножко… пожить бы… немножко! Колли там муки не будет… здесь можно потерпеть можно!»
Беседует Лука и с Наташей. Услышав от него притчу о «Праведной земле», Наташа делает не тот вывод, на который наводил ее рассказчик. Наташа начинает осознавать, что герой притчи, покончивший с собой, «не вытерпел обмана». И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего в уверения Луки и не сумевшего вынести горького разочарования.
Лука говорит:
«Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы значит даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница — тоже человек… и даже рады, когда он лечиться желает!»
Искра, зарожденная словами Луки, жестоко истребляется Сатиным и Актер умирает..
Лука советует Ваське Пеплу уехать в Сибирь, чтобы разбогатеть собственным трудом. Но он не прибегает к его совету.
Никто не верит Насте, что у нее была настоящая, чистая любовь, все над ней смеются. Один Лука говорит:
«Я верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит — была она!»
Лука не спорит с Бубновым, заявившим, что это ложь, но не обличает Настю в обмане. Он верит, что Настя способна любить так, как она говорила, и в этом его правда.
Лука необразован, но каждое его слово наполнено величайшей мудростью. А Сатин хоть и образован, но глуп, потому что не понимает, что если Лука и лжет, то делает это во имя спасения. Лука давал шанс сделать его слова правдой, так было с Актером, Настей, да и вообще со всеми, кому он давал советы. Видя, что будущее обитателей ночлежки тревожно и темно, что они боятся завтрашнего дня, он пытается этот страх побороть, показывая, что надо верить в лучшее.
Он пытался, но не смог, и в этом в основном вина самих ночлежников. Они сами подбивали себя на то, что все слова Луки — ложь. Зато они прислушиваются к словам Сатина:
«Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека!»
Он понимает, что все слова Луки в душах этих людей были как «луч света в темной царстве», говорит, что он (Лука) «для многих был… как мякишь для беззубых». Но в то же время сам не воспринимает этой лжи.
«Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
— говорит Сатин.
В конце Сатин говорит:
«Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Но в этой ночлежке нет гордых, свободных людей. Все они униженные, побитые жизнью и им Лука был дан во имя их спасения, как «пластырь для нарывов».
Кто прав в этом споре? Что лучше — ложь или правда? По-моему, побеждает автор, который путем столкновения, сопоставления Луки и Сатина показывает нам, что человека ложь спасти не может, но в тоже время нельзя смотреть на жизнь так жестоко, как Сатин. Надо, имея надежду на лучшее, жить
настоящим, добиваясь своей заветной цели.
«Существует только человек, все же остальное – дело рук его и мозга!»